Психологический портрет лиц ранней взрослости и факторы, влияющие на их отношение к браку. Характеристика периода ранней взрослости

Инфо по психологии » Особенности отношения к браку у лиц 25-30 лет » Психологический портрет лиц ранней взрослости и факторы, влияющие на их отношение к браку. Характеристика периода ранней взрослости

Взрослость – это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами 20-55-60 лет и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека. Обычно разделяют периоды ранней взрослости (20-40 лет) и средней взрослости (40-60 лет) [23;c.212].

Ряд исследователей, занимающихся проблемами развития и самопознания, рассматривают взрослость как время непрерывного изменения и роста. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов.

Основное новообразование этого периода – достижение личностной зрелости. Содержание этого понятия используется в психологии часто, но понимается несколько по-разному. В работах (Холл, Линдсей) авторы, характеризуя взрослого человека, выделяют следующие его характеристики: широкие границы «Я», способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии.

Анализ литературных источников [8;11;19;] позволяет составить обобщенную модель ценностей современной молодежи. Важной группой ценностей для молодых взрослых является достижение высокого социального статуса, достатка, независимости.

В отдельную группу можно выделить потребности в самореализации, поиске себя. Но наибольшее значение в жизни молодежи имеют общение со сверстниками, потребность в привлекательности, одобрении, дружбе, любви. Интересно, что доминирование потребностей в общении и принадлежности к группе традиционно считается более характерным для подростков, а не для тех, кому 23-30 лет, когда на первый план должно выходить стремление к самодостаточности и профессиональному самоопределению. Возможно, некоторая задержка взросления является следствием нескольких лет относительной экономической стабильности в странах СНГ. Как известно, чем благополучнее общество, тем длиннее детство [12;117].

С другой стороны, как отмечают авторы А.И. Левин и Л.В. Левина, после шока 1990-х годов и всплеска карьерного энтузиазма среди молодежи возможны возвращение к традиционному пониманию повседневного труда как неприятной обязанности и стремление получать желаемое "по щучьему веленью" [9;c.42].

Работа в представлении молодых людей связана в основном с результатом карьеры, а не с процессом получения профессионального опыта. Например: "Хочу быть боссом и много зарабатывать". Осознается необходимость образования для достижения желаемого статуса, но многие относятся к образованию формально: важно получить диплом, а не знания [9;c.43].

По Э. Эриксону, начало зрелости (период конца юности до начала среднего возраста) является шестой стадией жизненного цикла. Это время ухаживания мужчины за женщиной и ранние годы их семейной жизни. Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе осознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным - одиночества [25;c.323].

Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость двоих людей, но и способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни при этом потерять себя.

Задачами периода взросления (23-30 лет) являются:

- устройство и организация жизни новой семьи;

- освоение родительской роли. Для матери важно найти свое «Я» не только в пространстве семьи, но и в пространстве общества. Для отца – выстроить «модель правильной жизни» для всей его семьи, которая складывается из рациональной оценки возможностей и воплощения их в жизнь;

- выработка собственного (семейного) стиля, который предполагает семейное единение «Мы» и свободное существование «Я» каждого члена семьи, принятие на себя определенных обязательств, ответственности.


Основные виды внимания
По характеру происхождения и средствам осуществления различают три основных вида внимания: ü произвольное; ü непроизвольное; ü послепроизвольное. Много усилий было положено нашими психологами для решения вопроса о классификации видов внимания. Начало этой важной работы находим в исследованиях В.М. Бехтерева, который е ...

Модификации аутогенной тренировки низшей ступени
1. Модификация Мюллера-Хегеманна (1957). Основываясь на работах об обширном представительстве в корковых структурах лица (особенно языка) и кисти (особенно большого пальца), Мюллер-Хегеманн модифицировал методику Шульца, введя несколько дополнительных формул, а именно: «Лицевые мышцы совершенно расслаблены», «Челюсть отвисает свободно в ...

Рефлексология
Принципиально новый подход к предмету психологии сложился под воздействием работ И.П. Павлова (1859 – 1936) и В.М. Бехтерева (1857 – 1927). Экспериментальная психология возникла из исследований органов чувств. Поэтому она и считала в те времена своим предметом продукты деятельности этих органов – ощущения. Павлов и Бехтерев обратились ...