Взаимоотношения психотерапевта с клиентом
Страница 1

Поговорим о взаимоотношениях психотерапевта с клиентом. Насколько должен раскрываться психотерапевт? Многие авторы в этом вопросе умеренно консервативны. Они считают, что наиболее полезным процесс терапии является тогда, когда он сосредоточен на клиенте, а не на терапевте.

Политика умеренного самораскрытия терапевта и самого терапевтического процесса имеет свои преимущества. Такой подход демонстрирует терапевта в более гуманном плане и несколько приуменьшает болезненный дисбаланс одностороннего самораскрытия. Ситуации достаточно отличаются друг от друга, и каждый клиент извлечёт пользу из разных подходов в этом вопросе.

Положительное отношение. Согласно Роджерсу (известный американский психолог середины 20 – го века ), необходимо, чтобы терапевт не только испытывал положительное отношение к клиенту, но и проявлял его. Для этого существуют несколько способов.

1. Вариант чёткой формулировки. Терапевту несложно сказать клиенту: «вы мне нравитесь», «я нахожу вас интересным», «я люблю вас» и т.д.

2. В противоположность проговариваемому положительное отношение может выражаться в том, как терапевт слушает клиента, демонстрирует степень искренности в попытке понять его. Поза терапевта, выражение его лица, интонации голоса – всё это может говорить о том, что терапевт поддерживает хорошее отношение к клиенту, несмотря на капризы поверхностного человеческого непостоянства.

Пытаясь решить, что лучше, показывать положительное отношение на словах или на деле, - стоит обдумать, почему вообще важно это показывать. Одна из причин состоит в том, что невозможно сформировать терапевтический альянс, не проявляя положительного отношения к клиенту. Другой причиной является главная терапевтическая цель для большинства клиентов – укрепление их самооценки. Всё, что делает терапевт, в конечном счёте, направлено на это, и передача положительного отношения не исключение.

Известно, что когда клиенты спрашивают прямо или косвенно своих терапевтов, любят ли те их, клиенты совершают нечто большее, чем просто задают этот вопрос. Они говорят терапевтам нечто важное о недостатке прочной самооценки. Ответное успокоение может дать временное облегчение, но это успокоение не доходит до внутреннего источника беспокойства. Самой серьёзной опасностью временного облегчения является то, что оно немедленно забирает энергию клиента, и ценная возможность для клиента войти в соприкосновение с самими эмоциями и воспоминаниями, окружающими этот источник, может быть упущена. Поэтому. Если прямо или косвенно клиенты поднимают вопрос о чувствах терапевта к ним, терапевт не говорит, что они ему нравятся, он даёт им знать, что хорошо понимает важность затронутой ими темы. Терапевт делает всё возможное, чтобы использовать каждый шанс для исследования надежд, страхов и фантазий, которые порождают этот вопрос, и чувств, пробуждаемых его молчанием. Он объясняет, что считает очень важным для них подобное исследование, поскольку оно открывает им доступ к самим переживаниям и вытекающим из них отношениям. Отношениям, которые в значительной степени могут повлиять на их самооценку, и, в конечном счёте, сделать их самоуважение более устойчивым и более длительным, нежели любое его временное утешение.

Терапевтические отношения уникальны тем, что поощряют клиентов обращаться – как можно глубже – к своим желаниям, порывам и фантазиям. Такой подход предполагает выход за рамки «реального» или приемлемого в обычных взаимоотношениях. Этому помогает достижение терапевтом относительно неизменной позиции принимающего или эмпатического интереса и непримешивание сюда смущения по поводу собственных, постоянно колеблющихся чувств.

Отрицательные чувства. Карл Роджерс и его последователи занимают в этом вопросе чёткую и убедительную позицию.

1. Не разделять каждое мимолётное раздражение.

2. Обдумывать разделение негативного чувства только в том случае, если оно является внезапным или постоянным, или препятствует возможности быть максимально полно представленным перед клиентом.

Страницы: 1 2


Диагностика тревожности у детей
Как свидетельствуют экспериментальные исследования, проведенные в последнее время, тревожность дошкольников является наиболее распространённым явлениям (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возн ...

Предмет и задачи исправительной психологии
Исправительная (пенитенциарная - от лат. "poenitentiarius" - покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации - восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности уго ...

Анализ трудности заданий
Статистическая трудность задания теста – доля лиц репрезентативной выборки, правильно решивших задачу. Индекс трудности определяется по формуле: где U – индекс трудности в процентах, Т – количество испытуемых, правильно решивших задачу, N – объем репрезентативной выборки. Таблица 3. Матрица для вычисления индекса трудности заданий ...