Развитие практической психологии и педологии в 20—30-е гг
Страница 2

Инфо по психологии » Детская практическая психология » Развитие практической психологии и педологии в 20—30-е гг

необходимые знания, которые помогали им в дальнейшей деятельности при работе с умственно отсталыми и трудными детьми.

Тот факт, что многие специалисты, имеющие дело с детьми, получали основы как теоретических, так и практических психологических знаний, давал им возможность адекватно воспринимать и деятельность практического психолога (педолога), должность которого существовала в то время практически во всех учебных заведениях и поликлиниках. Таким образом между ними налаживался нормальный контакт, что повышало уровень деятельности не только педагогов и врачей, но и самих психологов, облегчало и их контакты с родителями. Именно такого контакта и взаимопонимания пока еще не хватает в наши дни. Во многом это связано с тем, что ни учителя, ни врачи не имеют достаточных психологических знаний и не понимают целей и задач деятельности практического психолога.

В 1923 г. на базе Детского обследовательского института были организованы Обследовательский кабинет и Педологическая амбулатория. Обследовательский кабинет ставил своей задачей диагностику отстающих детей в младших классах первой ступени, а также выявление детей, нуждающихся в обучении во вспомогательных школах. Кроме того, при Кабинете был организован консультационный пункт с целью оказания помощи педагогам и воспитателям в работе с детьми и их родителями, а также для организации и координации работы педологов-практиков. Хотя главным в деятельности кабинета было решение чисто прикладных задач, немалое внимание уделялось и проведению теоретических психологических исследований и систематизации данных, полученных педологами на местах.

Наряду с Детским обследовательским институтом к Психоневрологической академии примыкал Ленинградский педологический институт, который в конце 1921 г. приступил к организации работы по изучению детей не только школьного, но и дошкольного (начиная с нулевого) возраста. Одной из главных задач Педологического института было ознакомление педагогов с техникой и методикой опытного исследования душевной жизни детей. Такое ознакомление было необходимо для того, чтобы не имеющие опыта практических психологических исследований люди смогли получить основы психологических знаний, обучиться работе с аппаратурой. Важное значение придавалось обучению учителей и воспитателей способам интерпретации и оценки полученного экспериментального материала, формированию у них навыков практической работы с детьми. Для этого при нескольких лабораториях были организованы каникулярные курсы по технике и методике исследования детской психики.

Вторым крупным психологическим центром в Ленинграде являлся Педагогический институт им. А.И. Герцена. Психологические исследования, так же как и разработка новых диагностических методик, в этом институте велись под руководством А.П. Болтунова. Будущие практические психологи получали знания об основных закономерностях психического развития, теоретических основах психологии и психологической диагностики. Большое значение придавалось и практическим занятиям, которые проводились в педагогических техникумах им. Н.А. Некрасова и им. К.Д. Ушинского, в Центральном распределительном пункте (детприемник) и на пункте правовой охраны. Студенты 4-го курса диагностировали учащихся техникумов и школ, принимая активное участие и в консультационной работе. В периоды педагогической практики студенты проводили обследовательскую работу не только в учебных заведениях, но и в профилакториях, распределительных пунктах детских учреждений, причем наряду с диагностической велась просветительская и консультационная работа как с педагогами, так и с родителями трудных детей. Издательским центром института в 20-е гг. были выпущены брошюры, в которых описывались групповые практические занятия курсов повышения квалификации. Эти пособия предназначались в качестве руководств по организации подобных курсов в других городах России, а также в качестве методических разработок для проведения диагностики психического развития детей.

В Москве одним из крупнейших центров практической психологии стала Центральная педологическая лаборатория Московского отдела народного образования (МОНО), основанная в 1919 г., которой руководил Е.В. Гурьянов. Одной из важнейших задач лаборатории была разработка новых, а также модификация и стандартизация уже имеющихся тестов, анкет и других методов диагностики и обследования детей дошкольного и школьного возраста. Большое значение придавалось и пропаганде психологических знаний среди педагогов и ознакомление их с простейшими диагностическими методиками.

Исследования, проводимые в лаборатории, помогли выявить недостатки традиционных методов учета успешности, используемых в практике педагогических учреждений, и разработать новую программу анализа учебной деятельности школьников.

Так как новая школа нуждалась в новой программе, новых методах работы, то в 1922 г. НАРКОМПРОСом РСФСР был организован Институт методов школьной работы. Одним из ведущих отделов этого института был Педологический отдел, который занимался как исследовательской, так и диагностической работой, в том числе и разработкой новых диагностических методик.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Развитие интеллекта в ранней и средней взрослости
С помощью методики Р. Амтхауэра изучались особенности интеллектуального развития студентов 18 – 19 лет, а также в ранней и средней взрослости (врачи 22 – 35, 36 – 45 и 46 – 60 лет). По результатам уровневого анализа интеллектуального развития 18–19-летних студентов-медиков выявлены: идентичность интеллектуальных профилей у юношей и дев ...

Два дома
Ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, красный, большой, а другой — маленький, черный и невзрачный. Его просят представить, что красный дом принадлежит ему и туда можно приглашать своих друзей и всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят твоей группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого поселил бы подаль ...

Введение.
Три основные – древние, как мир, но заново осознаваемые и переживаемые каждым поколением идеи. I Здоровье – физическое и неэтическое – связано с мироощущением, «настроем» и образом жизни. То, как мы думаем, чувствуем и поступаем, и чему стремимся, определяет наше здоровье не меньше, чем здоровье определяет нашу жизнь. II Человек отв ...