Развитие практической психологии и педологии в 20—30-е гг
Страница 3

Инфо по психологии » Детская практическая психология » Развитие практической психологии и педологии в 20—30-е гг

В Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской психологические исследования проводились сотрудниками Кабинета школьной педологии под руководством Блонского. Разрабатывая новые подходы к анализу психики ребенка, Блонский исходил из того, что каждый педагог должен обладать хотя бы минимальными психологическими знаниями и умениями. Он считал, что педагог обязан уметь:

— проводить простейшие антропометрические измерения;

— тщательно читать санитарную карту ребенка;

— проводить элементарное социально-бытовое обследование;

— составлять простейшую характеристику ребенка;

— давать простейшую характеристику детского коллектива и поведения ребенка в коллективе;

— измерять существующими методами умственное развитие ребенка;

— проводить наиболее легкие

педологические тесты;

— обрабатывать полученный материал элементарными статистическими приемами.

В начале 20-х гг. Блонским была создана сеть опытных школ в Москве, Подмосковье, Пензенской и Рязанской областях, которые принимали участие в апробации диагностических методик, разрабатываемых сотрудниками Кабинета школьной педологии.

Интенсивная педологическая работа велась не только в Москве и Ленинграде, но и в других городах. Так, в Орле существовала Педологическая лаборатория ГубОНО, основанная в 1923 г., а также Педологический и Психотехнический кабинеты Детской профилактической амбулатории Губздрава, основанные в 1920 г. Эти учреждения вели совместную работу под руководством ученика Лазурского — Басова. Результаты этой работы находили отражение на страницах «Педологического журнала», издаваемого Орловским педологическим обществом. На основе полученных в этой деятельности материалов были написаны две значительные книги под редакцией М.Я. Басова: «Методика психологических наблюдений за детьми» (1929) и «Педагог и исследовательская работа над детьми» (1930), которые обобщили опыт работы лаборатории. В этих работах, так же как и в книге «Общие основы педологии» (1931), Басов развивал идеи своего учителя Лазурского о роли естественного эксперимента как ведущего при исследовании психики детей. Большое внимание Басов уделял популяризации и введению в педагогическую практику метода наблюдения, разрабатывая схемы наблюдений, а также методику анализа полученных при наблюдении в естественном эксперименте эмпирических данных.

Педологическая работа велась также в Симферополе при Кабинете экспериментальной психологии Крымского педагогического института под руководством профессора П.Э. Лейкфельда. С 1924 г. сотрудниками Кабинета проводились исследования внимания, запаса ассоциаций в области чисел, слов. Полученные при опытах результаты обрабатывались по способам, разработанным профессором Лейкфельдом. Интенсивная педологическая работа велась в Нижнем Новгороде в педологической лаборатории Государственного университета под руководством С.М. Василейского.

В Ташкенте в Институте психологии и педагогики при Среднеазиатском государственном университете под руководством профессора Н.Д. Виноградова проводилась работа по модификации существующих методов диагностики и адаптации их к местным условиям. Педологи Средней Азии адаптировали тесты Бине—Симона в редакции A.M. Шуберт к своим культурно-бытовым условиям. Был переработан и метод профессора Россолимо, изменены картинки, приложенные к данному тесту, причем сюжеты, так же как и элементы быта, используемые в тестах, брались из окружающей природы и культуры.

Активно развивалась детская практическая психология и на Украине. В Харькове она велась под руководством А.Н. Мандрыки и М.Г. Сыркина в Научно-исследовательском институте педагогики, причем особое внимание уделялось вопросам профориентации и профотбора детей.

В Киеве на Опытной станции и на кафедре педологии под руководством Г.С. Костюка проводилась активная работа по модификации и валидизации тестов одаренности и успеваемости (прежде всего тестов на общую одаренность, на техническую одаренность, сконструированных Костюком и его сотрудниками). В ходе этой деятельности было обследовано 12 тыс. человек.

Развивалась детская практическая психология и в Сибири. С начала 20-х гг. здесь появляется большое количество педологических центров, наиболее значительные

из которых были открыты в Хабаровске, Красноярске, Иркутске, Рубцовске.

Таким образом, развитие детской практической психологии приходится на начало 20-х гг.

Ее представители активно взаимодействуют как с педагогами и врачами, так и с психологами-исследователями. Например, изучение закономерностей познавательного развития детей связывалось с вопросами о причинах школьной неуспеваемости, умственной дефективности и одаренности, коррекционной работе с неуспевающими детьми; изучение психологии детских коллективов — с практическими вопросами организации дошкольных и школьных групп, их дисциплины, диагностики особенностей общения детей и формирования лидеров и отверженных. Наиболее тесно с практикой были связаны, естественно, исследования, проводимые в русле психологии индивидуальных различий, которые помогали решать задачи коррекции поведения трудных детей, формирования программ обучения и воспитания одаренных и умственно отсталых детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Экспериментальная биологически обратная связь висцеральных функций; теории эмоций.
На висцеральные функции типа регуляции кровяного давления или расширения и сужения кровеносных сосудов человек и животные могут воздействовать произвольно, если получают сведения об этих процессах от мониторинговых приспособлений, обычно называемых приборами биологической обратной связи. Например, когда об артериальном давлении сигнализ ...

Раппорт
Одним из центральных понятий НЛП является «раппорт», под которым понимается процесс построения и поддержания атмосферы взаимного доверия, гармонии и сотрудничества при взаимоотношениях посредством коммуникации с подсознанием партнёра в результате присоединения и ведения в общении. «Как вы попадаете в замкнутый цикл коммуникации? Как вы ...

Сущность понятия «культура профессионального мышления учителей» и особенности ее проявления в структуре педагогической деятельности
В работах современных философов, педагогов и психологов исследование мышления конкретизировано до выделения профессиональных типов. Так, говорят о «педагогическом» мышлении учителя, о «техническом» мышлении инженера, техника и т.д. На базе этой универсальной способности, на наш взгляд, формируется культура мышления как часть целостной к ...