Психологическое обеспечение педагогического процесса
Страница 1

Инфо по психологии » Детская практическая психология » Психологическое обеспечение педагогического процесса

Психологическое обеспечение педагогического процесса в условиях дошкольного учреждения является важным направлением деятельности детского практического психолога. Здесь, педагогический процесс мы рассматриваем как систему педагогических воздействий с образовательными и воспитательными целями, где образование предусматривает «накопление» знаний, умений, навыков общественно-исторического опыта, а воспитание подразумевает формирование определенных социальных установок (понятий и принципов), ценностных ориентаций (морально-этических норм), определяющих сознание и поведение человека. В том и другом случае педагогические воздействия опираются на психологические законы и механизмы онтогенетического развития. Кроме того, педагогический процесс соотносится с психологическими закономерностями формирования личности в условиях специально организованной системы воздействий.

Таким образом, разделяя педагогический процесс на образовательный и воспитательный, мы тем самым дифференцируем его психологическое обеспечение. Обеспечение образовательного процесса осуществляется на основе психологического сопровождения образовательных (развивающих) программ; а обеспечение воспитательного процесса осуществляется на основе психологизации воспитательных стратегий.

Остановимся подробнее на каждом из направлений психологического обеспечения.

Программа — базовый документ детского дошкольного учреждения, определяющий содержание и направление работы педагогов и воспитателей.

С 1962 по 1992 г. «Программа воспитания и обучения в детском саду» (типовая программа) являлась обязательным документом, в соответствии с которым осуществлялся педагогический процесс в дошкольном учреждении. «Работа по единой, жестко регламентированной программе приводила к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса». Педагоги ориентировались на унифицированный и идеологизированный стандарт в воспитании и образовании, что негативно отражалось на психическом здоровье и развитии детей.

В настоящее время созданы правовые условия для разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми дошкольного возраста. Основным тезисом преобразований в контексте общественного дошкольного воспитания является «гуманизация и повышение эффективности педагогического процесса» на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Прежде всего, преобразование обеспечивается созданием дошкольных учреждений разного типа на основе вариативности содержания, форм организации и обеспечения педагогического процесса: государственные и коммерческие детские сады, детские лицеи и центры, прогимназии. Вариативность типов дошкольных учреждений напрямую связана с вариативностью образовательных (развивающих) программ для детей дошкольного возраста («Радуга», «Развитие», «Истоки», «Диалектика» и пр.). Изначально дифференциация программ основывается на различении целей и задач психолого-педагогических воздействий. Некоторые из них способствуют общему развитию и образованию дошкольников (общеразвивающие, базисные программы), другие обеспечивают развитие специальных способностей детей (специализированные программы).

Программы общеразвивающего типа включают в себя базисные направления и цели психолого-педагогических воздействий соответственно возрастным этапам онтогенетического развития. Своеобразие общеразвивающих программ, их отличие друг от друга связаны с исходными теоретическими представлениями о процессе развития.

Страницы: 1 2


Цель и задачи тренинга
Цель: научиться эффективному, приятному и гармоничному взаимодействию с окружающими: сверстниками, родителями, самим собой Задачи: ü Найти новых друзей. ü Познать себя через общение с собой и другими. ü В тренинговом взаимодействии показать и научиться наиболее эффективным методам разрешения конфликтных, сложных эмоци ...

Характеристики сна
Сновидения. Одним из кардинальных открытий в области исследования сна был тот факт, что в 80% случаев о сновидениях рассказывали люди, разбуженные в фазе с БДГ. Те же люди, которых будили в фазе без БДГ, редко рассказывали о сновидениях. Психическая активность, о которой вспоминали люди, разбуженные во время сна без БДГ, была скорее пох ...

Психологическое консультирование, его цели, задачи, формы, виды, теории и модели. Определение психологического консультирования
Выявление объекта помощи является доминирующей интенцией консультирования. Необходимо показать человеку его основные проблемы, стоящие препятствием к дальнейшему развитию и довести до ауторефлексии причины его психологических проблем. В эмпантийном общении, консультант использует свои способности для активизации способностей клиента. В ...