Психологическое обеспечение педагогического процесса
Страница 1

Инфо по психологии » Детская практическая психология » Психологическое обеспечение педагогического процесса

Психологическое обеспечение педагогического процесса в условиях дошкольного учреждения является важным направлением деятельности детского практического психолога. Здесь, педагогический процесс мы рассматриваем как систему педагогических воздействий с образовательными и воспитательными целями, где образование предусматривает «накопление» знаний, умений, навыков общественно-исторического опыта, а воспитание подразумевает формирование определенных социальных установок (понятий и принципов), ценностных ориентаций (морально-этических норм), определяющих сознание и поведение человека. В том и другом случае педагогические воздействия опираются на психологические законы и механизмы онтогенетического развития. Кроме того, педагогический процесс соотносится с психологическими закономерностями формирования личности в условиях специально организованной системы воздействий.

Таким образом, разделяя педагогический процесс на образовательный и воспитательный, мы тем самым дифференцируем его психологическое обеспечение. Обеспечение образовательного процесса осуществляется на основе психологического сопровождения образовательных (развивающих) программ; а обеспечение воспитательного процесса осуществляется на основе психологизации воспитательных стратегий.

Остановимся подробнее на каждом из направлений психологического обеспечения.

Программа — базовый документ детского дошкольного учреждения, определяющий содержание и направление работы педагогов и воспитателей.

С 1962 по 1992 г. «Программа воспитания и обучения в детском саду» (типовая программа) являлась обязательным документом, в соответствии с которым осуществлялся педагогический процесс в дошкольном учреждении. «Работа по единой, жестко регламентированной программе приводила к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса». Педагоги ориентировались на унифицированный и идеологизированный стандарт в воспитании и образовании, что негативно отражалось на психическом здоровье и развитии детей.

В настоящее время созданы правовые условия для разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми дошкольного возраста. Основным тезисом преобразований в контексте общественного дошкольного воспитания является «гуманизация и повышение эффективности педагогического процесса» на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Прежде всего, преобразование обеспечивается созданием дошкольных учреждений разного типа на основе вариативности содержания, форм организации и обеспечения педагогического процесса: государственные и коммерческие детские сады, детские лицеи и центры, прогимназии. Вариативность типов дошкольных учреждений напрямую связана с вариативностью образовательных (развивающих) программ для детей дошкольного возраста («Радуга», «Развитие», «Истоки», «Диалектика» и пр.). Изначально дифференциация программ основывается на различении целей и задач психолого-педагогических воздействий. Некоторые из них способствуют общему развитию и образованию дошкольников (общеразвивающие, базисные программы), другие обеспечивают развитие специальных способностей детей (специализированные программы).

Программы общеразвивающего типа включают в себя базисные направления и цели психолого-педагогических воздействий соответственно возрастным этапам онтогенетического развития. Своеобразие общеразвивающих программ, их отличие друг от друга связаны с исходными теоретическими представлениями о процессе развития.

Страницы: 1 2


Диссинхрония
Диссинхрония – психологическое явление, свойственное многим людям, но особенно ярко проявляющееся у интеллектуально одаренных детей в связи с их гетерогенным развитием. Как полагает Ж.Ш. Террасье, диссинхрония – это состояние интеллектуально одаренного ребенка, испытывающего затруднения при контактах со своим окружением. Обычно диссинхр ...

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса
Данных о адаптации данного теста в России не найдено. Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "Да&q ...

Развитие речи детей в норме
Как правильно оценить состояние речи своего малыша? Как и когда ребенок должен заговорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких – просто подождать. Как не пропустить момент, когда ему, возможно, потребуется ваша помощь или помощь специалистов? Эти и другие непростые вопросы задают себе те родители, которым не безразлично, каким ...