Особенности депривации психического развития в раннем возрасте
Страница 2

Инфо по психологии » Детская практическая психология » Особенности депривации психического развития в раннем возрасте

Первичное, ориентировочное обследование позволяет сделать некоторые выводы: моторика и прежде всего мелкая моторика у Алены К. недостаточно сформирована, неловкость захвата, недостаточная точность движений, недостаточная мышечная сила кисти руки. Мы увидели и трудности пространственных представлений, пространственное восприятие недостаточно сформировано.

Обследование показало: сформированность представлений цвета, девочка соотносит по цвету, различает некоторые цвета.

Отмечается низкий уровень развития памяти, недостатки произношения.

Эти первые впечатления должны быть использованы для составления рекомендаций воспитателя и практического психолога, которые в дальнейшем будут работать с ребенком.

При составлении характеристики двигательной сферы особое внимание следует уделять развитию экспрессивности.

На мимике, позах ребенка лежит печать детского дома — невыразительная улыбка, ускользающий взгляд, пассивная подчиненность взрослому, отсутствие активного стремления к общению со взрослым и сверстниками, малый запас коммуникативных средств.

Все дети, лишенные родительского внимания, не проявляют интереса к своему телу и телесным переживаниям в отличие от детей, живущих в семье, которые постоянно требуют внимания и одобрения со стороны взрослых.

Отсутствие двигательной

активности имеет и некоторые «крайние» формы выражения.

Для детей раннего возраста, находящихся в доме ребенка, характерны «ватные позы» и так называемые тупиковые движения — раскачивание тела, сосание пальца, стереотипные нецеленаправленные движения рук. Отсутствие двигательной активности выражается в пассивности движений, анемичном, невыразительном лице, позе, жестах, мимике. Наряду с мышечной гипотонией встречается и мышечная гипертония. Ребенок в таких случаях находится в состоянии непрерывного движения, с трудом сосредоточивается на выполнении поручения, перемещается из конца в конец, хватается за различные предметы, отпускает их — движения некоординированы, беспорядочны. Общая симптоматика нарушения психомоторики может быть представлена в: общей двигательной заторможенности — «ватной позе», общих нарушениях психомоторной координации, нарушении мелкой моторики, общей двигательной расторможенности — импульсивности, гиперкинезии, гипомимии, тиках, навязчивых действиях, патологичных привычных действиях и т.д.

Одним из значимых показателей развития ребенка раннего

возраста является сфера общения.

У детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, отмечается несформированность навыков общения, дети не инициативны в общении со взрослым и сверстником.

При появлении нового человека с их стороны не наблюдается привычной эмоциональной реакции, например, чувства страха или радости, т.е. они избегают эмоционального контакта.

Имеется и другой тип реагирования — «прилипчивость» к новому лицу. При появлении нового человека они «облепляют» его, стараются до него дотронуться, прижаться к нему. Однако очень быстро их интерес проходит и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отстутствии стойкой привязанности.

Общение со взрослыми у детей, воспитывающихся вне дома, значительно беднее и одностороннее, чем у сверстников из семьи. Личностный, деловой, познавательный аспекты при общении слабо развиты, средства коммуникации обеднены и сужены. Низкий уровень развития общения со взрослым, примитивные по содержанию личностные контакты, ограниченное овладение бытовыми навыками, привязанное к конкретной ситуации деловое сотрудничество, отсутствие старшего партнера по познавательной деятельности — все это не требует от детей из дома ребенка точных и сложных коммуникативных средств, таких, как вербальные. В этих условиях у ребенка нет острой необходимости в активной речи: он овладевает ею медленно, с задержками, по мере усложнения жизнедеятельности и общения со взрослыми. Но жизнь детей в закрытом детском учреждении, подчиненная вербальным распоряжениям взрослого (его «командам») требует от них понимания речи. Оно возникает с относительно небольшим запозданием по сравнению с детьми из семей. Это приводит к значительному временному разрыву между возникновением понимания речи и моментом активного овладения ею.

Страницы: 1 2 3 4 5


Аномалии личностного развития подростков
Подростковый возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей с ...

Проблемы семейно-брачных отношений в современных условиях
Современная семья, по оценкам исследователей, принимает новую форму, где на первый план выходят межличностные отношения супругов, отсюда и название, данное этому типу семьи - супружеская. Семейный союз - прежде всего союз мужчины и женщины, именно от этих двух начал рождается новая семья, и именно в их руках содержится счастье друг д ...

Вербальные средства общения
Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но деловое общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную, или словесную форму. При этом частично искажается смысл информации, частично происходит ...