Особенности депривации психического развития в раннем возрасте
Страница 1

Инфо по психологии » Детская практическая психология » Особенности депривации психического развития в раннем возрасте

В развитии ребенка существуют такие сферы, в которых отражаются наиболее существенные показатели возрастного развития. Одна из них — двигательная сфера. Ребенок, находящийся в условиях детского дома, с детства несет на себе явную печать пребывания там. Он мало подвижен, его мимика невыразительна. Уровень овладения двигательными навыками ниже, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях.

В характеристике двигательной сферы выделяются показатели крупной и мелкой моторики. Для детей из дома ребенка характерна двигательная неловкость, нарушение координации движений. В показателях крупной моторики просматриваются пробы на статическую координацию. Они показывают, что, несмотря на имеющее место отставание в развитии от детей из семьи, это отставание незначительно. Ребенок может постоять на одной ножке; попрыгать на двух и одной ножке; поставить одну ножку (по прямой линии) перед другой и так постоять, пройти по прямой дорожке. Все эти действия позволяют наблюдать особенности физического развития и выявлять его задержки. И хотя у детей возникают трудности с пробами на статические позы, однако здесь отставание выражено незначительно.

Характеристика мелкой моторики свидетельствует об отставании в развитии: часто встречается ослабленный мышечный тонус рук, движения вялы, анемичны, имеются врожденные аномалии строения рук и пальцев, несформированность дифференцирования захватов — к трем годам в большинстве случаев наличествует ладонный захват.

Приведем пример диагностического обследования ребенка.

Алена К., 3 года 1 месяц

На вопрос: «Как тебя зовут?» — молча улыбается, затем отвечает.

Вопрос о возрасте вызывает затруднение. Отвечает на пальцах неверно, потом исправляется с помощью взрослого.

Экспериментатор предлагает поиграть с пирамидой. Пирамида является универсальным способом обследования, с ее помощью мы можем увидеть принятие задачи ребенком, координированность его движений: насколько ловко одеваются колечки, как осуществляется захват.

Алена заторможена и только после третьего повтора задания начинает собирать колечки.

Собирает колечки без учета

их диаметра, что допустимо для данного возраста.

Ребенку оказывается помощь, она ее принимает.

Присутствует ладонный захват, мелкая моторика недостаточно развита, движения недостаточно ловкие, нет должной силы захвата.

Следующий этап — это диагностика распознавания цветов. Алена различает и соотносит цвета, но не знает их названий, т.е. способность к цветоразличению не нарушена.

Элементарные представления о количестве сформированы.

Ребенок принимает задание и выполняет его.

Затем вниманию ребенка предлагается разрезная картинка

из двух частей, потом — из трех частей, разрезанных по вертикали и диагонали. Задание — собрать картинку. Используется помощь психолога.

Для исследования восприятия используется доска

Сегена. Дается задание соотнести фигуры по форме.

Алена выполняет задание путем проб, что соответствует возрасту.

Ребенок работает спокойно, целенаправленно, заинтересованно. Движения неловки, пальчики растопырены, что свидетельствует о неловкости, слабости руки.

На следующем этапе проводятся диагностические пробы, полный перечень которых мы дадим в описании диагностических методов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Личностные и ситуативные детерминанты лжи
В научной литературе обсуждаются как личностные детерминанты порождения лжи в коммуникативных системах, так и ситуативные. Психологические исследования показывают, что «чаще лгут субъекты с малой устойчивостью к стрессу, повышенной тревожностью, невротичностью, а также склонные к совершению антисоциальных поступков [Fjordbak, 1985]. Кро ...

История детской практической психологии. Становление детской практической психологии и педологии
Зарождение и развитие детской практической психологии в конце XIX — начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл был учеником В. Вундта, в психологической лаборатории которого он стажировался несколько лет. По возвращении в США он обратился к проблемам дет ...

Цель и задачи тренинга
Цель: научиться эффективному, приятному и гармоничному взаимодействию с окружающими: сверстниками, родителями, самим собой Задачи: ü Найти новых друзей. ü Познать себя через общение с собой и другими. ü В тренинговом взаимодействии показать и научиться наиболее эффективным методам разрешения конфликтных, сложных эмоци ...