Особенности депривации психологического развития
в дошкольном возрастеСтраница 5
Анна И., 5 лет 4 месяца
Сведения о родителях: мать —
бомж, отец имеет двоих детей,
место жительства неизвестно.
Диагноз — задержка речевого развития.
Дата поступления — отказная.
Обследование познавательной сферы:
1. Восприятие: различает по образцу цвета и формы, называет их.
2. Мышление: решает задачи в пределах 4; переносные смыслы не понимает, с заданиями на доске Сегена справляется успешно, на кубиках Коосса — только с подсказки взрослого.
3. Внимательна.
4. Память: после первого предъявления из десяти предложенных слов воспроизвела четыре слова, после двух — шесть, после трех — восемь, после пяти — десять.
5. Воображение (повторение ответа по образцу).
6. Уровень познавательного развития в целом соответствует возрасту.
Проявляет хорошую познавательную активность.
Обследование речевой сферы:
1. Фразы строит правильно, мысли выражает доходчиво.
2. Запас слов ниже среднего уровня.
3. Задержка речевого развития.
Обследование эмоционально-волевой сферы:
1. Эмоциональный статус в норме.
2. Осуществляет планирование своей деятельности, действует целенаправленно и последовательно.
3. Успешно усваивает социальные нормы, хорошо социально адаптирована.
Самооценка и притязание на признание, самооценка в норме — положительная. Уровень притязаний высокий, притязает на признание и оценку взрослого. Сформировано ценностное отношение к
себе.
Приведенный краткий анализ особенностей личностного развития детей, находящихся в ситуации депривации, закономерно ставит вопрос о возможности снятия ее последствий или хотя бы сглаживания, коррекции их. Мы, безусловно, понимаем, что ликвидация последствий любой аварии — экологической, технической или личностной, как в данном случае, не может стереть всех ее следов, однако нивелирование их, для того, чтобы человек мог адаптироваться в обществе, хотя и сложно, однако возможно. Следует говорить о глобальных способах решения проблемы и таких, которые позволили бы реализовать ее «в заданных условиях».
К числу глобальных решений мы относим такие, как перевод всех детских домов за черту города. Поселение детей «на земле», где непосредственное общение с природой, добывание «хлеба насущного» своими руками, обучение ремеслу и целый ряд других факторов позволят в корне изменить «социальную ситуацию развития». Путь этот очень сложен, но возможен (Мухина, Счастная).
Создание детских домов семейного типа, попечительские (фостерские) семьи — это также один из путей изменения ситуации.
Кроме того, существует и способ изменения последствий депривации путем реабилитации и коррекции. В этом направлении уже сделаны значительные шаги. Мы можем говорить о системе воспитания, направленной на стирание последствий депривации — это система, предложенная Мухиной и внедренная под ее руководством в Доме детства в Ганске Яруловым и др.
Можно говорить и о некоторых программах, направленных на реабилитацию отдельных личностных качеств (агрессивности, тревожности) и обучение эффективному эмоциональному взаимодействию, разработанных Т.Н. Счастной и внедренных Ю.В. Егошкиным (1994—1995) в Шереметьево-Песоченском детском доме (Рязань) и Л.В. Маликовым (1995—1997) в Доме детства в Оренбурге. Имеется и много других достаточно эффективных программ, разработанных отечественными педагогами и психологами и внедряемых в практику работы Домов детства (Калуга, Ульяновск).
С.Л. Рубинштейн: единство сознания и деятельности
Басов, руководя педологическим отделением Ленинградского педагогического института им. Герцена, пригласил Рубинштейна на кафедру психологии, где он написал свой главный труд «Основы общей психологии» (1940). Лейтмотивом труда служил принцип «единства сознания и деятельности».
Идея о том, что общение человека с миром не является прямым ...
Результаты диагностики
Опросник свойств темперамента (ОСТ) В.М. Русалова
Эр
С Эр
П С
СП
Т
СТ
Эм
СЭм
К
1
10
7
12
9
11
0
3
1
Тест Кетелла (14 PF подростковый вариант)
Фактор
A
C
D
E
F
G
H
I
J
O
Q2
Q3
Q4
рез-т
14
11
11
1
8
10
14
14 ...
Общая психологическая подготовка. Формирование спортивно
важных качеств и мотивации спортсменов
Общая психологическая подготовка - это особо важный специфический процесс формирования значимых для конкретного вида спорта признаков у спортсмена или тренера (иногда называют «волевой подготовкой», в силу значимости волевых качеств в спортивной деятельности).
Формирование спортивно важных качеств у спортсменов.
Несмотря на постановку ...