Особенности депривации психологического развития
в дошкольном возрастеСтраница 6
При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические новообразования (развитие перцептивных действий, уровень развития наглядно-образного мышления), уровень развития ведущей деятельности — игровой, а также типичных видов деятельности — конструирования и рисования.
При этом важно помнить, что умственное воспитание происходит, с одной стороны, в процессе развития основных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического), а с другой — в процессе формирования элементарных систематических знаний и представлений об окружающей действительности.
Учитывая особенности социальных условий жизни детей-сирот, считаем, что в основе диагностики их умственного развития должно лежать понимание познавательных психических процессов как ориентировочных действий, направленных на обследование предметов и явлений, выяснение и запечатление их свойств и отношений.
Опыт обследования детей дошкольного возраста показывает, что основными параметрами умственного развития можно считать:
принятие задания;
понимание условий задания;
способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);
обучаемость в процессе обследования;
отношение к результату своей деятельности.
Такой подход к оценке действий ребенка позволит определить не только «актуальный» уровень развития, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития. Это, в свою очередь, дает возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения каждого ребенка.
Важной задачей обследования детей 4—5-го годов жизни является изучение их уровня развития ориентировочно-познавательной деятельности. Дети с нормальным интеллектом решают практические и проблемно-практические задачи методом целенаправленных проб. В этом возрасте у детей развивается сюжетная и появляется сюжетно-ролевая игра. Кроме того, отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисование, конструирование и др.).
При обследовании детей 6-го года жизни должны учитываться следующие психологические новообразования: решение задач методом практического примеривания, а в некоторых случаях — методом зрительной ориентировки; сюжетно-ролевая игра; отражение сюжета в продуктивных видах деятельности.
Продуктивное мышление человека
В гештальтпсихологии экспериментально исследовалось также мышление (Кёлер, Вертгеймер, Дункер, Майер).
Вертгеймер распространяет этот принцип на решение задач человеком. Книга Макса Вертхеймера, посвященная проблемам продуктивного мышления, была опубликована уже после смерти ее автора, в 1945 году. В ней он попытался применить гештальт ...
Человек с отклонениями в психической деятельности и его микросоциальный мир
Изучение заболеваемости и оказание психиатрической помощи людям на протяжении их жизненного цикла показывают, что одни психические расстройства возникают преимущественно в определенные возрастные периоды, другие могут появиться в любом возрасте, но при этом они имеют особенности, связанные с возрастными возможностями психических процесс ...
Общение в младшем школьном возрасте
Отношения со взрослыми. На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства.
Отношения со сверстниками. Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше прово ...