Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста. Понятие возраста

Возрастная психология » Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста. Понятие возраста

Возраст - одна из фундаментальных и сложных категорий возрастной психологии. Самое общее, формальное определение возраста имеет два значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.

1. Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это - чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

2. Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста - элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

В науке возрастные категории выглядят чрезвычайно сложными и противоречивыми. Как указывает И.С.Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего, необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст.

Во-первых, это индивидуальное развитие, описываемое в таких понятиях, как «онтогенез», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография»; его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства»).

Вторая система отсчета - социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества. Они описываются в таких терминах, как «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколение», «кагортные различия» и т.д.;.

Третья система отсчета – возрастной символизм, т.е. представления о возрастных процессах в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей и групп - «возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т.п


Умственное развитие
Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у «ходячих» детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Ж. Пиаже разделил на 6 стадий, 4 из них ребенок проходит до года (см. выше). 5 стадия – третичные круговые реакции (1 – 1,5 ле ...

Специфика эмоционального реагирования клиента на заключительных этапах консультативной беседы. Степень переобучения
Именно на этом заключительном этапе консультирования имеет место определенный процесс переобучения. Этот термин широко использовался в ходе различных дискуссий о консультировании и, возможно, во многом преувеличен по своей сути. Следует отметить, что в клиент-центрированной терапии, о которой идет речь в данной книге, отсутствуют какие- ...

Виды информации
Термин информация происходит от латинского слова informatio , что означает «сведения, разъяснения, изложение». Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях. В обыденной жизни под информацией понимают всяког ...