Современные отечественные периодизации психического развития
Страница 2

Возрастная психология » Современные отечественные периодизации психического развития

§ социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях;

§ основной (ведущий) тип деятельности;

§ основные новообразования развития;

§ кризис.

Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий, Д. Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Периоды и стадии детского развития, по Д. Б. Эльконину, выглядят так. Онлайн кружок программирования roboschool.pro. Программирование на языке питон для детей в Питере

1. Этап раннего детства состоит из двух стадий

1.1. младенчества, открывающегося кризисом новорожденности, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности,

1.2. раннего возраста, начало которого знаменует кризис l-го года жизни, в котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сферы.

2. Этап детства с двумя стадиями

2.1. кризис 3 лет, знаменующий начало дошкольного возраста (с освоением мотивационно-потребностной сферы).

2.2. открывающийся кризисом 6-7 лет младший школьный возраст, на котором осваивается операционально-техническая сфера.

3. Этап отрочества делится на:

3.1. стадию подросткового возраста (осваивается мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11-12 лет,

3.2. стадию ранней юности (освоение операционально-технической стороны), связанной с кризисом 15 лет.

По Д.Б.Эльконину, кризисы 3 и 11 лет - это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы l года, 7 и 15 лет - кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

В отечественной психологии принята периодизация Д. Б. Эльконина, и в своем изложении конкретных возрастов мы постараемся следовать ей. Проблема периодизации является настолько интересной и важной в возрастной психологии, что исследовательские работы в этом направлении ведутся и сейчас. В частности, интересна периодизация, предложенная В.И. Слободчиковым в 80-х гг. ХХ в.

Опираясь на идею о становлении в психическом развитии особого личностного образования - субъективности (или, более общо - внутреннего мира), он в качестве механизма ее обретения называет изменение форм взаимодействия (со-бытия = бытия вместе) развивающегося ребенка с социальным окружением, взрослыми путем отождествления с ними (становление событийности, со=бытия) и обособления от них (реализация само=бытности).

В предложенной им схеме – «матрице возраста» – каждая ступень есть относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития как горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных).

Ступени субъективности

Период становления событийности

Период становления самобытности

Кризисы рождения

Стадии принятия

Кризисы развития

Стадии освоения

1. Оживление

Родовой кризис - 2 мес.- + 3 нед.

Новорожденность0,5 – 0,4 мес.

Кризис новорожденности 3,5 – 7 мес.

Младенчество 6 – 12 мес.

2. Одушевление

Кризис младенчества 11 – 18 мес

Раннее детство 1,5 – 3,0 года

Кризис раннего детства 2,5 – 3,5 года

Дошкольное детство 3 года – 6,5 лет

3. Персонализация

Кризис детства 5,5 – 7,5 лет

Отрочество 6,5 – 11,5 лет

Кризис отрочества 11- 14 лет

Юность 13,5 – 18 лет

4. Индивидуализация

Кризис юности 17 -21 год

Молодость 19 – 28 лет

Кризис молодости 27 – 33 года

Взрослость 32 – 42 года

5. Универсализация

Кризис взрослости 39 – 45 лет

Зрелость 44 – 60 лет

Кризис зрелости 55 – 65 лет

Старость 62 - …

Кризис индивидуальной жизни

Страницы: 1 2 3


Особенности принятия решений больными олигофренией
Рассмотрим особенности принятия решений больными олигофренией. Олигофрения – это врожденное слабоумие, главный признак которого – нарушение интеллекта и мышления. Это заболевание характеризуется низким запасом сведений и знаний, неспособностью к обучению, бедным словарным запасом, недоразвитием понятийного, абстрактного мышления. Для ...

Завершение беседы
Последний этап беседы — ее завершение. Успешно завершить беседу — это значит достигнуть заранее намеченных целей. На последнем этапе решаются следующие задачи: — достижение основной или (в неблагоприятном случае) запасной (альтернативной) цели; — обеспечение благоприятной атмосферы; — стимулирование собеседника к выполнению намеченны ...

Консультирование глазами клиента
Случается, что в последней беседе клиент пытается сформулировать, что же значит для него подобный опыт. Это спонтанное выражение заслуживает нашего внимания, потому что оно во многом совпадает со взглядом на консультирование, которого придерживается автор книги. Испытывая новые ощущения, клиент старается описать их своими словами и, исх ...