Современные отечественные периодизации психического развития
Страница 3

Возрастная психология » Современные отечественные периодизации психического развития

Рис. 4 Интегральная периодизация развития В.И. Слободчикова

В данной периодизации по горизонтали выделяются следующие ступени развития субъективности человека:

1. Оживление – становление человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных, функциональных органов.

2. Одушевление – развитие собственных (субъектных) средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей.

3. Персонализация – оформление личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям.

4. Индивидуализация – обретение уникального самобытия, авторства в творчески-созидательной деятельности и в собственной жизни.

5. Универсализация – восхождение к предельной полноте реальной жизни, откровение духовного единства себя и Мира.

По вертикали в схеме представлены последовательность ступеней и смена форм развития, которые фиксируют общее направление и уровни становления субъективности человека в онтогенезе. Начало каждой ступени - это всегда новое (потенциально возможное) рождение в новую форму жизни, не отменяющую прожитую ступень, а объемлющую и сохраняющую ее достижения. Последовательность ступеней - это смена режима индивидуальной жизни:

§ в кризисах рождения – как кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм со=бытийности (на стадиях принятия),

§ в кризисах развития – как кризис со=бытийности («хочу быть, как ты») и поиск новых способов самоопределения, само=бытности (на стадиях освоения).

То, что предложенное В. И. Слободчиковым чередование критических и стабильных стадий развития (и по вертикали, и по горизонтали) не случайно, подтверждается давними наблюдениями детских психологов своеобразного феноменального повторения картин кризисов 1-го и 7-го годов жизни, 3-х и 12-ти лет. Свои повторения имеют и стабильные стадии.

Принципиально другие основания имеет последовательность ступеней развития: их символическое обозначение определено ценностно-смысловым содержанием (т.е. тем, что должно осуществиться на данной ступени); направление же их смены определено целевой детерминацией развития (т.е. тем, что возможно при определенных условиях сделать для повышения ранга субъектности). Таким образом, построение периодизации зависит от теоретических ориентаций автора: так, периодизация С.Холла создана по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития; периодизации 3. Фрейда, Ж. Пиаже и др. связаны с выделением какого-либо одного признака психического развития; периодизации Э. Эриксона, Л. С. Выготского, В. И. Слободчикова ориентированы на существенные внутренние закономерности самого процесса развития.

Страницы: 1 2 3 


Графическая методика "Кактус"
Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка. При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми "люшеровских" цветов, при интерпретации учитываются соответству ...

А.Н. Леонтьев о личности
личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается; личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожде ...

Резюме
Анализируя различные теории памяти, можно сделать вывод, что проблемой памяти занимаются представители различных наук. В каждой из наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к памяти. Все эти науки вместе взятые расширят знания человека о памяти. Исходя из вышеизложенного и проанализировав многие литературные источники, ...