Базовая потребность возраста

Возрастная психология » Базовая потребность возраста

Базовая потребность возраста - потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверяет ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э. Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

В этом же возрасте формируется чувство привязанности. Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности по А.И.Захарову:

(1) малыш ищет близости с любым человеком;

(2) учится отличать знакомых людей от незнакомых;

(3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка.

Социальное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление, так как придают этому чувству сугубо человеческий характер.

Вторая половина стабильного периода характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении – суть кризиса одного года.

Новообразования возраста:

1. Прямохождение.

2. Первые слова (складывается структура речевого действия);

3. Первоначальные виды мышления в форме сенсомоторного интеллекта. Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

4. Чувство эмоциональной привязанности.

5. Центральное новообразование данного возрастного периода – потребность в общении со взрослым, так как и познавательное и эмоциональное развитие полностью зависит от удовлетворения этой потребности.


Взаимосвязь черт личности и приобладающей мотивации
Ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу относят и мотив достижения успехов, и мотив избегания неудачи. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающихся на особенностях других личностных черт. Каждый отдель ...

Физиологические основы внимания
Идеалистические взгляды на природу внимания можно проследить в работах Г. Лейбница, И. Канта, В. Вундта и У. Джемса. С критикой идеалистических взглядов на природу внимания уже в 20-х годах выступает академик В.М. Бехтерев. Развивая материалистическую линию Сеченова в трактовке вопросов внимания, он доказывает, что внимание, как и други ...

Процессы памяти
Кроме видов памяти выделяют еще и ее процессы. В качестве основания при этом рассматривают различные функции, которые выполняет память в жизни и деятельности человека. У разных людей эти функции развиты не одинаково. Например, есть люди, которые с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомнен ...