Дифференциальная концепция Изарда

После опубликования своей книги "Эмоции человека" (1978) Кэррол Изард в 1980 году создает дифференциальную теорию, в которой выделяет 10 фундаментальных эмоций, образующих основную мотивационную систему человеческого существования:

Интерес - возбуждение

Удовольствие - радость

Удивление - изумление

Горе - печаль

Гнев - ярость

Отвращение - омерзение

Презрение - пренебрежение

Страх - ужас

Стыд - застенчивость

Вина – раскаяние.

Использование двух слов для обозначения большинства фундаментальных эмоций объясняется стремлением показать полюса интенсивности той или иной эмоции (например, страх - средняя интенсивность, ужас - высокая интенсивность). В реальности, по мнению К. Изарда, существует огромное количество смешанных эмоций, которые он назвал диадами (например, страх - стыд или интерес - удовольствие) и триадами (например, горе - гнев - отвращение или интерес - удовольствие - удивление). Из десяти фундаментальных эмоций можно составить (и пережить!) 45 диад и 120 триад. Несмотря на такой удивительно многообразный репертуар эмоциональных состояний, которые потенциально доступны человеку, Изард считает, что в каждый момент времени, возможно, испытывать только одну преобладающую эмоцию.

Выделение названных 10 эмоций в качестве фундаментальных связано со следующими факторами:

наличие характерных мимических или нервно-мышечных комплексов;

уникальным субъективным переживанием (феноменологическое качество);

специфическим нервным субстратом [1; 187 - 188].

В основе самой дифференциальной теории Изарда лежат пять ключевых тезисов:

основную мотивационную систему образуют десять фундаментальных эмоций;

каждая из этих эмоций имеет свою мотивационную и "переживательную" составляющую;

фундаментальные эмоции, такие как радость, печаль, гнев или стыд, переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;

эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;

в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивно-когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса [4; 55].

За последними двумя пунктами лежит представление о личности как результате взаимодействия шести подсистем: побудительной, гомеостатической, перцептивной, когнитивной, эмоциональной и моторной. Именно взаимодействия четырех последних ведет к эффективному поведению (в случае гармонии) или к дезадаптации - при нарушении системного взаимодействия [3; 53].


Психоимажинативная терапия Шорра
Мысленное воспроизведение внутренних конфликтов человека и отреагирование подавленных эмоций, особенно чувства вины, через опосредованные образы. Как только пациент определит зону конфликта, он несомненно обратится к специфическому психотравмирующему опыту. Ему придется столкнуться с бессознательной стратегией, используемой значимыми д ...

Установка как основа этих иллюзий
Что же, если не «ожидание», в таком случае определяет поведение человека в рассмотренных выше экспериментах? Мы видим, что везде, во всех этих опытах, решающую роль играет не то, что специфично для условий каждого из них,- не сенсорный материал, возникающий в особых условиях этих задач, или что-нибудь иное, характерное для них, — не то ...

Цель и задачи тренинга
Цель: научиться эффективному, приятному и гармоничному взаимодействию с окружающими: сверстниками, родителями, самим собой Задачи: ü Найти новых друзей. ü Познать себя через общение с собой и другими. ü В тренинговом взаимодействии показать и научиться наиболее эффективным методам разрешения конфликтных, сложных эмоци ...