Психическое развитие в раннем детстве (1 – 3 года). Общая характеристика развития

Возрастная психология » Психическое развитие в раннем детстве (1 – 3 года). Общая характеристика развития

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.

Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

Общение в раннем детстве

Коммуникативные установки детей до 3-х лет включительно по отношению к сверстнику – установки на манипуляцию с неживым предметом. Но при этом проявляют познавательный интерес к сверстнику-ребенку, как к самому себе – нарцистический эгоцентрический интерес к сверстнику.

Если на втором году жизни ребенок ощущает беспокойство при приближении к сверстнику, то на третьем он может спокойно играть рядом с другими. Но не вместе. Совместные игры кратковременны и ориентированы на взрослого.

«Ясельные» дети могут проявлять агрессивность – ударить, толкнуть, укусить, особенно если другой ребенок как-то ущемляет его интересы (завладел привлекательной игрушкой).


Приемы активизации памяти участников уголовного, гражданского судопроизводств
Потерпевший и свидетель – важнейшие участники криминального события, в памяти которых имеется ценная для следствия информация, которую надо использовать полностью. Изучение психофизиологических свойств потерпевшего и свидетеля, силы, подвижности нервных процессов, типа высшей нервной деятельности, темперамента помогает определить возмо ...

Юность: эго- идентичность – ролевое смешение
Юность, на которую приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12- 13 до примерно 19-20 лет в американском обществе), подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Теоретический инт ...

Функции затруднения
Позитивная функция затруднения (по А.К. Марковой) имеет два значения: а) индикаторное (привлечение внимания к проблеме); б) стимулирующее, мобилизующее (активизация деятельности при анализе и преодолении затруднений, приобретение опыта). Показательна в этом плане двойственность позиции относительно ошибки как следствия неадекватного ...