Психическое развитие в раннем детстве (1 – 3 года). Общая характеристика развития

Возрастная психология » Психическое развитие в раннем детстве (1 – 3 года). Общая характеристика развития

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.

Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

Общение в раннем детстве

Коммуникативные установки детей до 3-х лет включительно по отношению к сверстнику – установки на манипуляцию с неживым предметом. Но при этом проявляют познавательный интерес к сверстнику-ребенку, как к самому себе – нарцистический эгоцентрический интерес к сверстнику.

Если на втором году жизни ребенок ощущает беспокойство при приближении к сверстнику, то на третьем он может спокойно играть рядом с другими. Но не вместе. Совместные игры кратковременны и ориентированы на взрослого.

«Ясельные» дети могут проявлять агрессивность – ударить, толкнуть, укусить, особенно если другой ребенок как-то ущемляет его интересы (завладел привлекательной игрушкой).


Напряженные ситуации педагогической деятельности
Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. По степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. профессионалов, непосредственн ...

Влияние семьи на возникновение и течение психических расстройств
В исследовании влияния семьи на пациента не нужно ограничиваться изучением только родителей. Необходимо учитывать роль и других членов семьи (в так называемой расширенной семье). Информация о пациенте, исходящая от членов семьи, является чрезвычайно важной. Члены семьи, как правило, сообщают о пациенте информацию, отличающуюся от инфор ...

Психологические основы подростковой депрессии. Симптомы депрессивного состояния
Одно из ярких проявлений горя в подростковом возрасте — депрессия. Ее глубину опреде­ляют по числу симптомов и продолжительности их проявления. Горечь потери может способствовать ухудшению успеваемости, возникновению проблем со здоровьем, пренебрежению своими обязанностями дома или на работе, появлению неопрятности в одежде. Подростки м ...