Психологическая характеристика дошкольного возраста (3 – 6-7 лет). Игра как ведущая деятельностьСтраница 2
5. Игровой материал и игровое пространство. К ним относят игрушки и предметы-заместители (продукты, мебель, ковры, деньги) и границы территории, в пределах которой разворачивается игра.
6. Ролевые и реальные отношения. Первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей). Вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (позволяют договариваться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в оценочных «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно сказал» и т.д.)
Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяют две основные стадии:
1. Воспроизведение логики реальных действий людей (3 – 5 лет). Содержание игры – предметные действия.
2. Моделирование реальных отношений между людьми (5 – 7 лет). Содержание игры - социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека (цель).
Другим основанием развития игры является состав ее участников:
1. В три года – происходят первые объединения детей в играх. Дети могут объединяться в группы по 2-3 ребенка, но ненадолго (всего 3-5 минут), после чего дети одной группы могут присоединиться к другим группам. За 30 40 минут наблюдения за игрой малышей можно зафиксировать до 25 таких перегруппировок (Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. М., 2001.).
2. К 4-5 годам группы охватывают от 2 до 5 детей, а продолжительность совместной игры доходит до 40-50 минут (чаще около 15 минут). Обычно игра начинается одним ребенком, а затем к нему присоединяются другие. Дети уже могут согласовывать свои действия, распределять роли и обязанности.
3. У детей 6-7 лет уже есть предварительное планирование игры, распределение ролей до ее начала и коллективный подбор игрушек. Группы в игре становятся многочисленными и долговременными. Иногда дети играют в течение нескольких дней, сохраняя игровое пространство («Крепость», «Дом»).
Влияние игры на общее психическое развитие ребенка по В.С. Мухиной:
1. В игре начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. Сознательная цель (сосредоточиться, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Потребность в общении и играх вынуждает ребенка в этом.
2. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие. Предметы-заместители становятся опорой для мышления. Постепенно ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в уме. Таким образом, игра способствует переходу к мышлению в плане представлений.
3. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения.
4. Влияние игры на личность ребенка: формируется стиль взаимоотношений с другими людьми, проявляются определенные черты характера (активность-робость, склонность к лидерству, конфликтность, последовательность, упорство и т.п.). В игре раскрываются все коммуникативные качества ребенка. Например, в сюжетно-ролевой игре детям предлагается выбрать роль в сказке. Сразу выявляются лидеры. Роль жертвы обычно не выбирает никто. Пассивные дети сами роль не выбирают, а ждут, когда кто-то им ее навяжет. Очень важно, чтобы ребенок попробовал играть во всех трех ролевых статусах: лидера, эксперта, ведомого, так как в этот период закладываются основы социально-психологической гибкости, т.е. умения социально адаптироваться в любой группе. Детские сообщества имеют общие биологические законы – т.е. имеются лидеры и «козлы отпущения». Педагогу необходимо закрывать эти статусы – организовывать игры, в которых «козлы отпущения» будут играть роль лидера, победителя и т.д.
5. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая потом станет ведущей. Ребенок начинает учиться играя, незаметно для себя овладевая элементарными учебными действиями.
6. В игре развивается рефлексивное мышление. Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению ребенка в мире людей.
Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице).
Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.
Игра в современной культуре является своеобразным культом. До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, ему разрешается играть. Так было не всегда. Там, где ребенок с детства включен в труд взрослых, игра отсутствует. Дети всегда играют в то, что им недоступно. Поэтому в обществе, где ребенок приобщен к труду взрослых, игры не нужны. Там дети играют в "отдых".[15]
Последствия сплоченности
Сплоченность группы воздействует на ее членов, изменяя схему их взаимодействия, степень оказания влияния на окружающих, их восприятие и производительность.
Усиление взаимодействия. Взаимодействие и сотрудничество между в сплоченных группах значительно усиливается. Члены сплоченной группы вместе разделяют все радости и невзгоды. Одинако ...
[15]Микиртумов Б.Е.,
Кощавцев
А.Г., Гречаный С.В
Клиническая психиатрия раннего детского возраста – СПб.: Питер, 2001 – С. 36.
[16]Смирнова Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - С. 134-150.
[17]Микиртумов Б. Е., Анисимова Т. И. О возможных причинах дестабилизации детской привязанности // 5-я Международная конференция «Ребенок в современном мире». Тез. - СПб, 1998. - С. 32-34.
[18]Эйнсворт М. Д. Детско-мате ...
Понятия «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность»
Личность чаще всего определяют как человека, обладающего совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих социально-значимые поступки человека. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или изменчивые пс ...