Психологическая характеристика дошкольного возраста (3 – 6-7 лет). Игра как ведущая деятельность
Страница 1

Возрастная психология » Психологическая характеристика дошкольного возраста (3 – 6-7 лет). Игра как ведущая деятельность

Дошкольное детство – довольно большой отрезок жизни ребенка. В этот период ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Новой социальной ситуацией развития становится мир социальных отношений.

В этом возрасте дети с одной стороны, стремятся активно участвовать во взрослой жизни (что им еще недоступно), с другой стороны – быть самостоятельными. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. «Невозможность действовать как взрослый в реальном плане, невозможность реализовать желание в самостоятельном социальном поведении обуславливает появление деятельности в плане воображения. Так возникает игра».[13]

Игра является критерием умственного и эмоционального развития ребенка. За период дошкольного детства она претерпевает существенные изменения.

Виды игр в соответствии с возрастом по Е.Е. Кравцовой:[14]

1. Режиссерская игра. В этой игре ребенок не принимает на себя никакой роли, а управляет игрушкой, действует через нее. Используемые для игры предметы наделяются игровым смыслом. Для такой игры характерны символические (замещающие) действия – брусок от конструктора может быть машинкой, солонкой, кроваткой и т.д., в зависимости от сюжета игры. Данный вид игры появляется в период раннего детства, около 3 лет. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что нельзя отнимать у ребенка и выбрасывать бруски, железки, стружки и прочий ненужный с точки зрения родителей, мусор. Данный вид игры развивает воображение.

2. Образно-ролевая игра – воспроизведение в игровых действиях образа, который вызвал у ребенка сильный эмоциональный отклик. Появляется одновременно или несколько позже с режиссерской игрой. У Жана Пиаже можно найти примеры образно-ролевых игр. Девочка впервые наблюдала колокольный звон. Вечером, стоя неподвижно перед отцом, она воспроизводит оглушительный шум. «Ты же мне мешаешь, ты видишь, что я работаю». – «Не говори со мной, - отвечает девочка. – Я – церковь». В другой раз, зайдя на кухню, дочь Ж.Пиаже была потрясена видом ощипанной утки, оставленной на столе. Вечером девочку находят неподвижно лежащей на диване. Она не двигается, молчит, не отвечает на вопросы, затем раздается ее приглушенный голос: «Я – мертвая утка».

3. Сюжетно-ролевая игра. Этот вид игры возникает в 4,5 года и достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре ребенок принимает на себя роль, в которой отражает взаимоотношения между людьми. В особых, воображаемых ситуациях ребенок самостоятельно воспроизводит фрагменты или стороны взрослой жизни, общественные и трудовые функции взрослых, отображает жизнь и труд взрослых людей. Развитие сюжетно-ролевой игры идет от индивидуальной игры к играм вдвоем со сверстником и в последующем к развернутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями.

4. Игра по правилам. Данная игровая деятельность появляется в 5 – 6 лет. На этом этапе детей интересует не просто роль как таковая, но и то, насколько реалистично она выполняется. Характерно также то, что роли отходят на втрой план, главным является четкое выполнение правил игры. Таким образом, происходит сдвиг мотива игры с процесса на результат.

В структуре игры можно выделить несколько элементов:

1. Тема. Любая игра имеет тему – ту область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре. Тема берется из окружающей действительности или из сказок, мульфильмов («семья», «больница», «магазин», «Белоснежка и семь гномов», «пакемоны», «рейнджеры» и пр.). Д.Б. Эльконин выделил две тематические группы игр: 1) взрослые, их работа и отношения с другими людьми; 2) эмоционально значимые события.

2. Сюжет. В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры. К сюжетам относят определенную последовательность событий, разыгрываемых в игре. Виды сюжетов разнообразны:

- индустриальные (заводы, фабрики), сельскохозяйственные, строительные игры;

- игры с бытовыми (семья, сад, школа) и общественно-политическими (демонстрации, митинги) сюжетами;

- военные игры;

- драматизации ( постановки сказок и рассказов, кукольный театр, цирк, кино) и т.д.

3. Роль – обязательный набор действий и правил их выполнения. Роли выполняются при помощи игровых действий: «врач» делает укол «больному», «продавец» отвешивает «покупателю» «колбасу», «учитель» учит «учеников» «писать» и т.д.

4. Содержание игры – то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. По мере взросления ребенка содержание игры изменяется. Для младших дошкольников это многократное повторение какого-либо действия с предметом («качать куколку», «резать хлеб», «лечить мишку», «кормить собачку»; для средних это – моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций в ролевом исполнении (качают куколку, чтобы уложить спать, режут хлеб, чтобы положить перед каждой куклой на обед и т.д.); для старших – соблюдение правила в игре («Давай, они поспят, потом, покушают и пойдут гулять»).

Страницы: 1 2


Исследование отношения к браку у лиц 25-35 лет. Организация и методика проведения исследования
Рабочий план исследования. Исследование включило в себя следующие этапы: 1) определение поля и объекта исследования - подбор респондентов; 2) разработка программы исследования предмета анализа, гипотез, вопросов; 3) тиражирование вопросов, для желательного освещения в сочинении; 4) сбор первичной информации и ее обработка (без помо ...

Ползание
Слепые дети довольно часто минуют стадию ползания. Они не начинают ползать, если родители не покажут им, как это надо делать. У детей, которые ползали, лучше координация движений, чем у детей, миновавших эту стадию. Ползать в незнакомом пространстве менее опасно, чем ходить. Если ребенок играет на полу несколько месяцев, он способен пе ...

Любовь
Любовь – это не счастливая случайность или мимолетный эпизод, а искусство, требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку и самопожертвованию. Именно об этом говорит в своей книге «Искусство любви» известный философ Эрих Фромм. «Любовь – не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий чел ...