Психические функции младшего школьника

Возрастная психология » Психические функции младшего школьника

Мышление становится доминирующей функцией – развитие других психических функций зависит от развития мышления:

§ завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению

§ появляются логически верные рассуждения, при этом ребенок использует конкретные (по Ж.Пиаже) мыслительные операции, т.е. операции, основанные только на конкретном, наглядном материале. Тоннель для термоусадки термоусадочных термоусадочный тоннель hs.

§ Формируются научные понятия ( математические, грамматические и т.д.). для того, чтобы их усвоить, дети должны иметь достаточно развитые житейские понятия.

§ Овладение системой научных понятий позволяет развивать теоретическое мышление.

§ Проявляются индивидуальные различия мышления у детей: «теоретики» («мыслители») легко решают учебные задачи в словесном плане, «практика» нужна опора на наглядность и практические действия, у «художников» - яркое, образное мышление. У большинства детей – относительное равновесие между разными видами мышления.

Восприятие.

§ В начале периода еще недостаточно дифференцированно (дети путают 6 и 9 и т.п.)

§ Переход от анализирующего к синтезирующему восприятию: при восприятии картины описание дополняется логическим объяснением изображенных на ней явлений и событий.

§ Исчезают феномены Пиаже (в 7-8 лет), восприятие перестает быть основанием для умозаключений.

§ Память – развивается в 2-х направлениях – произвольности и осмысленности.

§ обучение строится с постепенным увеличением опоры на произвольную память

§ смысловая память развивается с помощью мышления и мнемонических приемов.

§ Мнемонические приемы – деление текста на смысловые части, прослеживание основных смысловых линий, выделение основных опорных слов, возвращение к прочитанному для уточнения содержания, мысленное припоминание прочитанного и воспроизведение вслух, рациональные приемы заучивания наизусть.

Внимание.

§ Происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному.

§ Непроизвольное внимание преобладает – привлекает все яркое, интересное, концентрация – не более 10-20 минут.

§ Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного действия на другое.

§ Индивидуальное развитие внимания у детей – различные его свойства развиваются неодинаково, у каждого ребенка по-своему: у одних устойчивое, но плохо переключаемое (флегматики, меланхолики), у других хорошая организованность сочетается с малым объемом, треть легко переключаются и также легко отвлекаются. Невнимательность выражается в сильной отвлекаемости, плохой концентрации и неустойчивости внимания.

Речь. Речь является одним из важнейших процессов младшего школьника. Ее овладение осуществляется на уроках русского (родного) языка и чтении.

§ Увеличивается словарь, происходит осознание собственных речевых процессов, совершенствуется интонационная и звуко-ритмическая сторона речи.

§ Речь как коммуникативная функция характеризуется как речь-повторение, речь-называние, непроизвольная, реактивная.

§ Формируется письменная речь: не смотря на то, что она намного беднее и однообразнее, чем устная, письменная речь более развернутая.


Функции затруднения
Позитивная функция затруднения (по А.К. Марковой) имеет два значения: а) индикаторное (привлечение внимания к проблеме); б) стимулирующее, мобилизующее (активизация деятельности при анализе и преодолении затруднений, приобретение опыта). Показательна в этом плане двойственность позиции относительно ошибки как следствия неадекватного ...

Педагогическая поддержка в профессиональном становлении преподавателей предмета «Технология».
Образовательная область "Технология" раскрывается для школы через декоративно-прикладное творчество и народные промыслы, определенные образовательным стандартом. В этой связи, учитывая, что данное направление на технолого-экономических факультетах не культивировалось, возникла необходимость в подготовке таких специалистов. В ...

Открытия, способствующие определению концепции состояний памяти (концепция временной организации памяти)
В опытах по запоминанию слогов психологи Дж. Мюллер и А. Пильцекер (1911) обнаружили, что заучивание второго ряда ухудшает запоминание первого. Такое тормозящее влияние одного обучения на другое объясняли нарушением реверберации процессов, развившихся после первого заучивания. Дж.Мюллер и А.Пильцекер применили эту идею для объяснения ре ...