Психические функции младшего школьника
Мышление становится доминирующей функцией – развитие других психических функций зависит от развития мышления:
§ завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению
§ появляются логически верные рассуждения, при этом ребенок использует конкретные (по Ж.Пиаже) мыслительные операции, т.е. операции, основанные только на конкретном, наглядном материале. Тоннель для термоусадки термоусадочных термоусадочный тоннель hs.
§ Формируются научные понятия ( математические, грамматические и т.д.). для того, чтобы их усвоить, дети должны иметь достаточно развитые житейские понятия.
§ Овладение системой научных понятий позволяет развивать теоретическое мышление.
§ Проявляются индивидуальные различия мышления у детей: «теоретики» («мыслители») легко решают учебные задачи в словесном плане, «практика» нужна опора на наглядность и практические действия, у «художников» - яркое, образное мышление. У большинства детей – относительное равновесие между разными видами мышления.
Восприятие.
§ В начале периода еще недостаточно дифференцированно (дети путают 6 и 9 и т.п.)
§ Переход от анализирующего к синтезирующему восприятию: при восприятии картины описание дополняется логическим объяснением изображенных на ней явлений и событий.
§ Исчезают феномены Пиаже (в 7-8 лет), восприятие перестает быть основанием для умозаключений.
§ Память – развивается в 2-х направлениях – произвольности и осмысленности.
§ обучение строится с постепенным увеличением опоры на произвольную память
§ смысловая память развивается с помощью мышления и мнемонических приемов.
§ Мнемонические приемы – деление текста на смысловые части, прослеживание основных смысловых линий, выделение основных опорных слов, возвращение к прочитанному для уточнения содержания, мысленное припоминание прочитанного и воспроизведение вслух, рациональные приемы заучивания наизусть.
Внимание.
§ Происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному.
§ Непроизвольное внимание преобладает – привлекает все яркое, интересное, концентрация – не более 10-20 минут.
§ Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного действия на другое.
§ Индивидуальное развитие внимания у детей – различные его свойства развиваются неодинаково, у каждого ребенка по-своему: у одних устойчивое, но плохо переключаемое (флегматики, меланхолики), у других хорошая организованность сочетается с малым объемом, треть легко переключаются и также легко отвлекаются. Невнимательность выражается в сильной отвлекаемости, плохой концентрации и неустойчивости внимания.
Речь. Речь является одним из важнейших процессов младшего школьника. Ее овладение осуществляется на уроках русского (родного) языка и чтении.
§ Увеличивается словарь, происходит осознание собственных речевых процессов, совершенствуется интонационная и звуко-ритмическая сторона речи.
§ Речь как коммуникативная функция характеризуется как речь-повторение, речь-называние, непроизвольная, реактивная.
§ Формируется письменная речь: не смотря на то, что она намного беднее и однообразнее, чем устная, письменная речь более развернутая.
Зеркало
Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят
его
движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо ...
Тест на определения уровня креативности менеджеров по рекламе
При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, недостаточно доброжелательная атмосфера тестирований резко понижают результаты. Данное требование является общим при проведении тестирования любых фо ...
Взгляд мыслителей прошлого на теорию бессознательного
В философии XVII-XVIII столетий на передний план выдвинулись вопросы, связанные с пониманием природы психики, определением места и роли сознания в человеческой жизни, раскрытием значения чувственного и рационального в процессе познания, выявлением связей между внешним и внутренним миром человека. Основным, занимающим философов, вопросом ...