Психические функции младшего школьника
Мышление становится доминирующей функцией – развитие других психических функций зависит от развития мышления:
§ завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению
§ появляются логически верные рассуждения, при этом ребенок использует конкретные (по Ж.Пиаже) мыслительные операции, т.е. операции, основанные только на конкретном, наглядном материале. Тоннель для термоусадки термоусадочных термоусадочный тоннель hs.
§ Формируются научные понятия ( математические, грамматические и т.д.). для того, чтобы их усвоить, дети должны иметь достаточно развитые житейские понятия.
§ Овладение системой научных понятий позволяет развивать теоретическое мышление.
§ Проявляются индивидуальные различия мышления у детей: «теоретики» («мыслители») легко решают учебные задачи в словесном плане, «практика» нужна опора на наглядность и практические действия, у «художников» - яркое, образное мышление. У большинства детей – относительное равновесие между разными видами мышления.
Восприятие.
§ В начале периода еще недостаточно дифференцированно (дети путают 6 и 9 и т.п.)
§ Переход от анализирующего к синтезирующему восприятию: при восприятии картины описание дополняется логическим объяснением изображенных на ней явлений и событий.
§ Исчезают феномены Пиаже (в 7-8 лет), восприятие перестает быть основанием для умозаключений.
§ Память – развивается в 2-х направлениях – произвольности и осмысленности.
§ обучение строится с постепенным увеличением опоры на произвольную память
§ смысловая память развивается с помощью мышления и мнемонических приемов.
§ Мнемонические приемы – деление текста на смысловые части, прослеживание основных смысловых линий, выделение основных опорных слов, возвращение к прочитанному для уточнения содержания, мысленное припоминание прочитанного и воспроизведение вслух, рациональные приемы заучивания наизусть.
Внимание.
§ Происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному.
§ Непроизвольное внимание преобладает – привлекает все яркое, интересное, концентрация – не более 10-20 минут.
§ Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного действия на другое.
§ Индивидуальное развитие внимания у детей – различные его свойства развиваются неодинаково, у каждого ребенка по-своему: у одних устойчивое, но плохо переключаемое (флегматики, меланхолики), у других хорошая организованность сочетается с малым объемом, треть легко переключаются и также легко отвлекаются. Невнимательность выражается в сильной отвлекаемости, плохой концентрации и неустойчивости внимания.
Речь. Речь является одним из важнейших процессов младшего школьника. Ее овладение осуществляется на уроках русского (родного) языка и чтении.
§ Увеличивается словарь, происходит осознание собственных речевых процессов, совершенствуется интонационная и звуко-ритмическая сторона речи.
§ Речь как коммуникативная функция характеризуется как речь-повторение, речь-называние, непроизвольная, реактивная.
§ Формируется письменная речь: не смотря на то, что она намного беднее и однообразнее, чем устная, письменная речь более развернутая.
Межличностные и групповые конфликты
Межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным. Строгого определения межличностного конфликта не существует.
Тем не менее, можно назвать отличительные особенности межличностного конфликта:
1. Противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются ...
Первая пара
Самоописание мальчика из интерната. На самоподготовке я не делаю уроки. По утрам редко моюсь. Я всегда встаю после пяти минут. Я ухожу за территорию интерната без разрешения всегда, как только удается. Я думаю только о себе, а не о ком другом думать не хочу, и если это кому-то надо, все равно не хочу. Я неаккуратный. После школы я пойду ...
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте
в условиях семьи
Подросток по-прежнему продолжает жить вместе со своей семьей. Он вошел в семью через свое рождение, привык к близким так, как привыкают к ним в детстве. Теперь наступает пора взаимных оценок.
Обычно семья относиться к подростку в соответствии со сложившимися семейными традициями. Здесь мы найдем продолжение тех же стилей воспитания, ко ...