Психические функции младшего школьника

Возрастная психология » Психические функции младшего школьника

Мышление становится доминирующей функцией – развитие других психических функций зависит от развития мышления:

§ завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению

§ появляются логически верные рассуждения, при этом ребенок использует конкретные (по Ж.Пиаже) мыслительные операции, т.е. операции, основанные только на конкретном, наглядном материале. Тоннель для термоусадки термоусадочных термоусадочный тоннель hs.

§ Формируются научные понятия ( математические, грамматические и т.д.). для того, чтобы их усвоить, дети должны иметь достаточно развитые житейские понятия.

§ Овладение системой научных понятий позволяет развивать теоретическое мышление.

§ Проявляются индивидуальные различия мышления у детей: «теоретики» («мыслители») легко решают учебные задачи в словесном плане, «практика» нужна опора на наглядность и практические действия, у «художников» - яркое, образное мышление. У большинства детей – относительное равновесие между разными видами мышления.

Восприятие.

§ В начале периода еще недостаточно дифференцированно (дети путают 6 и 9 и т.п.)

§ Переход от анализирующего к синтезирующему восприятию: при восприятии картины описание дополняется логическим объяснением изображенных на ней явлений и событий.

§ Исчезают феномены Пиаже (в 7-8 лет), восприятие перестает быть основанием для умозаключений.

§ Память – развивается в 2-х направлениях – произвольности и осмысленности.

§ обучение строится с постепенным увеличением опоры на произвольную память

§ смысловая память развивается с помощью мышления и мнемонических приемов.

§ Мнемонические приемы – деление текста на смысловые части, прослеживание основных смысловых линий, выделение основных опорных слов, возвращение к прочитанному для уточнения содержания, мысленное припоминание прочитанного и воспроизведение вслух, рациональные приемы заучивания наизусть.

Внимание.

§ Происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному.

§ Непроизвольное внимание преобладает – привлекает все яркое, интересное, концентрация – не более 10-20 минут.

§ Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного действия на другое.

§ Индивидуальное развитие внимания у детей – различные его свойства развиваются неодинаково, у каждого ребенка по-своему: у одних устойчивое, но плохо переключаемое (флегматики, меланхолики), у других хорошая организованность сочетается с малым объемом, треть легко переключаются и также легко отвлекаются. Невнимательность выражается в сильной отвлекаемости, плохой концентрации и неустойчивости внимания.

Речь. Речь является одним из важнейших процессов младшего школьника. Ее овладение осуществляется на уроках русского (родного) языка и чтении.

§ Увеличивается словарь, происходит осознание собственных речевых процессов, совершенствуется интонационная и звуко-ритмическая сторона речи.

§ Речь как коммуникативная функция характеризуется как речь-повторение, речь-называние, непроизвольная, реактивная.

§ Формируется письменная речь: не смотря на то, что она намного беднее и однообразнее, чем устная, письменная речь более развернутая.


Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития. Общее понятие о деструктивном развитии личности
В процессе развития личности имеют место процессы, которые можно обозначить как деструктивные. Наличие деструктивных элементов в структуре личности не есть патология, но существенно затрудняет процессы адаптации, сотрудничества, взаимодействия. Предложенная концепция психического здоровья личности в значительной степени учитывает и соц ...

Личностная готовность
Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Гото ...

Психологическое консультирование, его цели, задачи, формы, виды, теории и модели. Определение психологического консультирования
Выявление объекта помощи является доминирующей интенцией консультирования. Необходимо показать человеку его основные проблемы, стоящие препятствием к дальнейшему развитию и довести до ауторефлексии причины его психологических проблем. В эмпантийном общении, консультант использует свои способности для активизации способностей клиента. В ...