Общение как основа психосоциального развития в ранней юности

Возрастная психология » Общение как основа психосоциального развития в ранней юности

По данным А.В.Мудрик, самым основным в психологическом развитии старшеклассников в период ранней юности является потребность в общении, потребность в афилиации. В силу этого в ранней юности так остро переживаются неудачи в общении (А.В.Мудрик). Старшеклассники проявляют повышенный интерес к поведенческим и характерологическим особенностям, как взрослых, так и своих сверстников, пытаясь понять, какие же черты других людей их привлекают или отталкивают, проявляя, подчас, неадекватную оценку своего ближнего окружения, находясь в ожидании оценки своего «Я» родителями, учителями, одноклассниками.

Складывающаяся «система отношений» оказывает влияние на поведение старшеклассников (В.Н.Мясищев). Особое значение имеют особенности взаимоотношений старшеклассников с учителями, их положение в классе, психологическая атмосфера в школе, отношение учащихся к обучению, к классу, к самой школе, к своим сверстникам, к своему будущему, жизненным целям (А.Е.Личко).

Основные характеристики общения в ранней юности:

1. Общение со взрослыми. При всем своем стремлении к самостоятельности дети нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.

§ При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне: с родителями обсуждаются жизненные перспективы, анализируются трудности, связанные с учебой, намечаются способы достижения поставленных целей.

§ Жизненные планы могут обсуждаться и с учителями, и с другими взрослыми, чье мнение важно для старшеклассника.

§ Идет постоянный поиск идеальных черт и качеств у взрослых, которые для личности старшеклассника выступают эталонами в разных сферах – в области человеческих отношений, моральных норм, в разных видах деятельности.

§ Несмотря на то, что отношения со взрослыми становятся более доверительными, в них сохраняется определенная дистанция: старшеклассники прибегают к ним, в основном, в проблемных ситуациях, когда сами затрудняются принять решение.

2. Общение со сверстниками остаются интимно-личностными, как и в подростковом возрасте. Содержание общения с друзьями (лучшим другом) реальная жизнь с ее переживаниями, разочарованиями, анализом отношений как со взрослыми и сверстниками, так и с объектами влюбленности. Потребность в интимности в это время практически не насыщаема, удовлетворить ее крайне трудно – старшеклассники считают, что настоящая дружба среди сверстников встречается редко.

3. Общение с объектом влюбленности. После наигранных увлечений в подростковом возрасте, может появиться первая настоящая влюбленность. Функции свидания в отрочестве и юности согласно исследованиям Брюса Роско:

§ Развлечение – возможность повеселиться со сверстником противоположного пола.

§ Социализация – возможность для представителей противоположного пола узнать друг друга и развить подходящие способы взаимодействия.

§ Статус – возможность поднять свой статус в группе сверстников, появившись среди них с достойным «парнем» или желательной «подружкой».

§ Выбор брачного партнера – возможность завязывать отношения с представителями другого пола с целью выбора мужа или жены.

§ Секс – возможность приобрести сексуальный опыт или получить сексуальное удовлетворение.

§ Товарищеские отношения – возможность приобрести друга противоположного пола, с которым можно общаться и вести общие дела.

§ Интимность – возможность установить тесные, много значащие отношения с человеком противоположного пола.

Б.Г.Ананьев подчеркивал, что, как правило, с накоплением и обобщением опыта общения повышается уровень социальной перцепции и саморегуляции поведения, так как «общая закономерность характерообразования – формирование рефлексивных свойств личности на основе коммуникативных».


Графическая методика "Кактус"
Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка. При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми "люшеровских" цветов, при интерпретации учитываются соответству ...

Период открытого кризиса в истории психологии
Временные границы данного этапа развития психологии - 10-30-е годы 20 века. Сущность открытого кризиса в психологии - несогласованность в ответах на базовые методологические вопросы о предмете и методе психологии. За пятьдесят первых лет существования психологии как самостоятельной науки постепенно утратила силу Вундтовская трактовка пр ...

История возникновения представлений о бессознательном
Человек обладает необыкновенным даром: он может вызвать в своем воображении давно ушедшие миры, способен с предельным погружением войти в сферу собственных мыслей и критически воспринять их. Человеку дано рассуждать, познавать и оценивать, выстраивать стройную последовательность умозаключений. Кроме инстинктивных действий человеку свойс ...