Личность старшеклассникаСтраница 2
§ Максимум эмоциональных реакций (в том числе и тревожности) юноши проявляют в отношении сверстников, близких, друзей и минимум – в отношении с посторонними взрослыми и преподавателями.
§ Возраст 17-18 лет является критическим для появления психопатий. Кроме того, в юношеском возрасте особенно остро акцентуируются некоторые свойства характера (повышенная активность, возбудимость, подозрительность, педантичность, замкнутость), которые могут закрепляться и повышать возможность психических травм и девиаций.
§ Тем не менее, в юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательного реагирования на внешние воздействия. Низкий уровень эмоционального реагирования (раздражительность, повышенное беспокойство, неустойчивость, однотипность или неадекватность эмоционального реагирования) в юношестве – признак психологически неблагоприятный.
2. Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта. Изменение самосознания включает в себя:
§ тенденцию подчеркнуть собственную индивидуальность,
§ непохожесть на других,
§ открытие своего внутреннего мира,
§ осознание чувства одиночества и страха одиночества,
§ осознание конечности жизни.
Изменение образа «Я»:
§ некоторые собственные качества осознаются легче, четче, иначе;
§ меняется уровень и критерии самооценки;
§ изменяется степень сложности представлений о себе;
§ возрастают цельность и стабильность личности;
§ возрастает уровень самоуважения
§ снижается чувствительность к особенностям своего тела (соответствие идеальным стандартам)
§ на первый план постепенно выходят умственные способности, волевые и моральные качества.
Опасностью этой стадии, по Э.Эриксону, является ролевое смешение, диффузия (спутанность) «Я»-идентичности. Это может быть связано с исходной неуверенностью в сексуальной идентичности, но чаще – с неспособностью разрешить вопросы профессиональной идентичности.
Патриархальный тип семьи
Наиболее архаичный тип семьи — патриархальный. Он опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Этот тип возник в результате ниспровержения материнского права. Одной из иллюстраций перехода от материнского к отцовскому счету родства может послужить обычай «кувада» (от франц. cuvade — высиживание яиц), обнаруженный у при ...
Возникновение самосознания
Механизмом, способствующим психологическому отделению ребенка от родителей, является самоидентификация. Самоидентификация в раннем детстве имеет несколько последовательно возникающих явлений: идентификация со своим именем, половая идентификация, идентификация со своим внешним образом.
Первые представления о себе возникают у ребенка к г ...
Анализ результатов формирующего эксперимента
Началом исследования послужил сбор информации о факторах, которые могли бы повлиять на уровень развития внимания детей младшего школьного возраста, таких как возраст, успеваемость в исследуемой группы. Рассмотрим полученные данные в социодемографической характеристике (табл. 1.)
Таблица 1
Социодемографическая характеристика выборки (о ...