Самоопределение в ранней юности

Возрастная психология » Самоопределение в ранней юности

Готовность старшеклассника к профессиональному и личностному самоопределению включает систему ценностных ориентаций, явно выражение профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания. Эта завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника. В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязания.

Самоопределение предполагает формирование следующих компонентов личности:

1. Новое восприятие времени – соотнесение прошлого и будущего, восприятие настоящего с точки зрения будущего. В плане личностного развития это означает постепенное установление связи между «мной как ребенком» и «тем взрослым, которым я стану». Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим.

2. Стабилизация самооценки. Колебание самооценки и уровня тревожности, связанные с пониманием ответственности за выбранный жизненный план, постепенно стабилизируются. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше.

3. Саморегуляция. Повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15.

4. Нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и собственного жизненного опыта.

5. Мировоззрение личности. Мировоззрение – система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем. Не смотря на то, что мировоззренческие позиции личностью в последствии пересматриваются и во взрослой жизни корректируются в зависимости от кризисов и жизненных поворотов, юношеское мировоззрение – основа, необходимая для психического здоровья личности. Отсутствие мировоззренческого выбора в юношеском возрасте, по мнению Э.Эриксона, не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений.

6. Сознательное отношение к основной деятельности – учебе или работе. Учеба начинает рассматриваться как необходимая база для дальнейшей учебы. Старшеклассников снова начинает волновать успеваемость, но теперь уже, главным образом, по тем предметам, которые будут необходимы в дальнейшем.


Мотивационные концепции эмоций Бартлетта, Янга и Липера
Идея о том, что эмоции являются основными мотивами человеческого поведения, известна, по крайней мере, со времен античности. В научной психологи также неоднократно высказывались идеи о роли эмоций в мотивации поведения. Так, Фредерик Бартлетт в 1962 году отмечает, что эмоции обеспечивают побуждение неспецифического характера для выполн ...

Особенности невербальной коммуникации
Первая выделенная особенность невербальных сообщений – их ситуативность: тон голоса указывает на нынешнее состояние говорящего и его отношение к предмету разговора, но не может сообщить о его переживаниях на прошлой неделе; люди по-разному будут стучать в дверь в зависимости от их эмоционального состояния и от того, в чью дверь они стуч ...

Классификация и клинические проявления нарушения привязанности
Расстройства привязанности характеризуются отсутствием или искажением нормальных связей между ребенком и тем, кто за ним ухаживает. Особенностями развития таких детей является замедление или неправильное развитие эмоционально-волевой сферы, что вторично воздействует на весь процесс созревания. Типы нарушенной привязанности, соотнесенны ...