Развитие интеллекта в ранней и средней взрослости

Возрастная психология » Развитие интеллекта в ранней и средней взрослости

С помощью методики Р. Амтхауэра изучались особенности интеллектуального развития студентов 18 – 19 лет, а также в ранней и средней взрослости (врачи 22 – 35, 36 – 45 и 46 – 60 лет).

По результатам уровневого анализа интеллектуального развития 18–19-летних студентов-медиков выявлены: идентичность интеллектуальных профилей у юношей и девушек; доминирование вербального интеллекта над невербальным; более высокий уровень показателей интеллекта у юношей в сравнении с девушками (различия по всем субтестам р < 0,05 – 0,001 за исключением кратковременной памяти).

Сравнительный уровневый анализ всех возрастных групп показал, что с возрастом уровень показателей снижается по всем субтестам. Особенно резкие изменения происходят между 30 и 40 годами. Наиболее подвержен возрастным изменениям невербальный интеллект. Так, уровень его развития в группе 30-летних составляет 85% от уровня развития 18-летних, в группе 40-летних – 74% , а в группе 50-летних – 67% ! Наименьшим возрастным изменениям подвержен вербальный интеллект. Уровень его развития в группе 30-летних составляет 94% от уровня развития 18-летних, в группе 40-летних - 81%, а в группе 50-летних – 76%. Более того, по некоторым субтестам, например, «осведомленность» и «классификация», 30-летние превосходят 18-летних. Таким образом, невербальный интеллект оказался более чувствительным к возрастным изменениям, чем вербальный, что можно объяснить его большей генетической обусловленностью.

Установлено, что в разные возрастные периоды потери в уровне интеллектуального развития неодинаковы. Если наибольшие потери в развитии невербального интеллекта отмечались в диапазоне между 20 и 30 годами, то аналогичные изменения в развитии вербального интеллекта – в диапазоне между 30 и 40 годами. Показано, что спад в развитии невербального интеллекта происходит за счет ухудшения всех его составляющих, а аналогичный спад в развитии вербального интеллекта – за счет ухудшения показателей по субтестам «аналогия» и «обобщение». Таким образом, очевидно, что разные компоненты интеллекта в разные возрастные периоды подвергаются неодинаковым изменениям.


Два дома
Ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, красный, большой, а другой — маленький, черный и невзрачный. Его просят представить, что красный дом принадлежит ему и туда можно приглашать своих друзей и всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят твоей группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого поселил бы подаль ...

Выводы
В ходе работы мы выяснили, что под конфликтной ситуацией обычно понимают такое стечение обстоятельств, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Несмотря на то, что конфликтная ситуация может складываться как объективно, так и субъективно, исследователи отмечают, что осознание конфликта ...

Особенности переоценки ценностей в студенческой среде современного российского общества
Объяснение природы девиантного поведения социальными причинами является характерной особенностью социологического подхода к изучению девиантности. При этом в основе большинства социологических концепций (аномия, теория «напряжения», конфликт культур, теория субкультур и т.д.) лежит ценностный аспект. В данном контексте можно сделать выв ...