Развитие интеллекта в ранней и средней взрослости

Возрастная психология » Развитие интеллекта в ранней и средней взрослости

С помощью методики Р. Амтхауэра изучались особенности интеллектуального развития студентов 18 – 19 лет, а также в ранней и средней взрослости (врачи 22 – 35, 36 – 45 и 46 – 60 лет).

По результатам уровневого анализа интеллектуального развития 18–19-летних студентов-медиков выявлены: идентичность интеллектуальных профилей у юношей и девушек; доминирование вербального интеллекта над невербальным; более высокий уровень показателей интеллекта у юношей в сравнении с девушками (различия по всем субтестам р < 0,05 – 0,001 за исключением кратковременной памяти).

Сравнительный уровневый анализ всех возрастных групп показал, что с возрастом уровень показателей снижается по всем субтестам. Особенно резкие изменения происходят между 30 и 40 годами. Наиболее подвержен возрастным изменениям невербальный интеллект. Так, уровень его развития в группе 30-летних составляет 85% от уровня развития 18-летних, в группе 40-летних – 74% , а в группе 50-летних – 67% ! Наименьшим возрастным изменениям подвержен вербальный интеллект. Уровень его развития в группе 30-летних составляет 94% от уровня развития 18-летних, в группе 40-летних - 81%, а в группе 50-летних – 76%. Более того, по некоторым субтестам, например, «осведомленность» и «классификация», 30-летние превосходят 18-летних. Таким образом, невербальный интеллект оказался более чувствительным к возрастным изменениям, чем вербальный, что можно объяснить его большей генетической обусловленностью.

Установлено, что в разные возрастные периоды потери в уровне интеллектуального развития неодинаковы. Если наибольшие потери в развитии невербального интеллекта отмечались в диапазоне между 20 и 30 годами, то аналогичные изменения в развитии вербального интеллекта – в диапазоне между 30 и 40 годами. Показано, что спад в развитии невербального интеллекта происходит за счет ухудшения всех его составляющих, а аналогичный спад в развитии вербального интеллекта – за счет ухудшения показателей по субтестам «аналогия» и «обобщение». Таким образом, очевидно, что разные компоненты интеллекта в разные возрастные периоды подвергаются неодинаковым изменениям.


Ползание
Слепые дети довольно часто минуют стадию ползания. Они не начинают ползать, если родители не покажут им, как это надо делать. У детей, которые ползали, лучше координация движений, чем у детей, миновавших эту стадию. Ползать в незнакомом пространстве менее опасно, чем ходить. Если ребенок играет на полу несколько месяцев, он способен пе ...

Комплименты
Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу. ...

Генезис самосознания
Личность проходит довольно долгий путь, чтобы осознать многообразие своих индивидуальных особенностей, свое место в системе отношений окружающего мира. Этот процесс проходит через самопознание и становление самостоятельности. Становление Я-концепции связано с основными событиями, периодами и новообразованиями жизненного пути личности. ...