Развитие личности во взрослости

Возрастная психология » Развитие личности во взрослости

Взрослость, несмотря на кажущуюся устойчивость, такой же противоречивый период, как и другие. Взрослый человек одновременно переживает и чувство стабильности, и смятение по поводу того, действительно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Взрослость дает возможность человеку еще и еще раз «сделать жизнь» по собственному усмотрению, развернуть ее в ту сторону, которую человек считает целесообразной.

1. Внутренний облик личности становится отчетливее и приобретает более ясные контуры. Складывается целостная самооценка личности, в которой отражены результаты жизненного пути как целого. Происходит стабилизация психологических структур, ценностных ориентаций, уровня притязаний на фоне внутренней последовательности образа Я.

2. под влиянием целей и условий труда формируется профессиональный тип личности с характерной для него манерой деятельности, общения и поведения, установками и интересами.

3. К 40 годам – на ступени индивидуализации – человек приобретает с одной стороны, уникальную полноту самобытия, которая складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье; с другой стороны он обретает предельную ответственность за мир и за себя в мире.

4. Изменяется чувство времени. На отрезке между 35 и 50 годами время заметно убыстряет свой ход: прошлое становится с каждым годом продолжительнее. В связи с этим к 50 годам человек менее активно стремится к сильным изменениям в жизни или работе; его больше интересует деятельность, в которой можно использовать накопленные знания, жизненный опыт, профессиональную и житейскую компетентность.

Новые личностные характеристики периода взрослости:

§ умение брать на себя ответственность.

§ стремление к власти и организаторские способности.

§ способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других.

§ уверенность в себе и целеустремленность.

§ склонность к философским обобщениям.

§ защита системы собственных принципов и жизненных ценностей.

§ способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли.

§ формирование индивидуального жизненного стиля.

§ стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению.

§ реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни.

§ стабилизация системы социальных ролей.


Юность: эго- идентичность – ролевое смешение
Юность, на которую приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12- 13 до примерно 19-20 лет в американском обществе), подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Теоретический инт ...

Тест «Способны ли вы управлять собой»
Прочитайте утверждения, на которые следует отвечать «да» или «нет». Ответ «да» означает (+1) балл, ответ «нет» - (1) балл. 1.У меня не хватает терпения долго хладнокровно думать, разбираться в том, что не решается сразу. 2.В своих мыслях не люблю заглядывать далеко вперед. 3.Редко задумываюсь о главных целях своей жизни. 4.Продуманн ...

Основные виды внимания
По характеру происхождения и средствам осуществления различают три основных вида внимания: ü произвольное; ü непроизвольное; ü послепроизвольное. Много усилий было положено нашими психологами для решения вопроса о классификации видов внимания. Начало этой важной работы находим в исследованиях В.М. Бехтерева, который е ...