Развитие личности во взрослости

Возрастная психология » Развитие личности во взрослости

Взрослость, несмотря на кажущуюся устойчивость, такой же противоречивый период, как и другие. Взрослый человек одновременно переживает и чувство стабильности, и смятение по поводу того, действительно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Взрослость дает возможность человеку еще и еще раз «сделать жизнь» по собственному усмотрению, развернуть ее в ту сторону, которую человек считает целесообразной.

1. Внутренний облик личности становится отчетливее и приобретает более ясные контуры. Складывается целостная самооценка личности, в которой отражены результаты жизненного пути как целого. Происходит стабилизация психологических структур, ценностных ориентаций, уровня притязаний на фоне внутренней последовательности образа Я.

2. под влиянием целей и условий труда формируется профессиональный тип личности с характерной для него манерой деятельности, общения и поведения, установками и интересами.

3. К 40 годам – на ступени индивидуализации – человек приобретает с одной стороны, уникальную полноту самобытия, которая складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье; с другой стороны он обретает предельную ответственность за мир и за себя в мире.

4. Изменяется чувство времени. На отрезке между 35 и 50 годами время заметно убыстряет свой ход: прошлое становится с каждым годом продолжительнее. В связи с этим к 50 годам человек менее активно стремится к сильным изменениям в жизни или работе; его больше интересует деятельность, в которой можно использовать накопленные знания, жизненный опыт, профессиональную и житейскую компетентность.

Новые личностные характеристики периода взрослости:

§ умение брать на себя ответственность.

§ стремление к власти и организаторские способности.

§ способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других.

§ уверенность в себе и целеустремленность.

§ склонность к философским обобщениям.

§ защита системы собственных принципов и жизненных ценностей.

§ способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли.

§ формирование индивидуального жизненного стиля.

§ стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению.

§ реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни.

§ стабилизация системы социальных ролей.


Лекция по психологии для учителей 1–2 классов средней школы
Краткая аннотация Сегодня ни у кого нет сомнения, что большая часть проблем возникающих в здоровье и жизни человека носит психологический характер. Поэтому практическая опора на психологические знания в их разрешении очень актуальна. Особенно это важно в процессе педагогической деятельности. Проблема охраны психического здоровья детей ...

Неадекватность социальных оценок
В социальной практике нередко приходится иметь дело с социально дискриминированными людьми и группами, считающими себя несправедливо ущемленными (инвалиды, многодетные семьи, беженцы, безработные, одинокие престарелые, правонарушители, наркоманы и др.). Работа с подобными группами сложна и не всегда удачна, но владея психологической ин ...

Психическая активность во сне
«Утро вечера мудренее» - гласит народная поговорка. Каждый из нас может вспомнить ситуации, когда, засыпая с чувством растерянности и беспомощности перед навалившимися проблемами, он просыпается утром с ощущением, что проблемы решены. Один из распространенных мифов, существовавших до настоящего времени, заключается в восприятии сна как ...