Психологическое переживание старения и старости

Возрастная психология » Психологическое переживание старения и старости

Развитие человека продолжается и в старости. Для многих людей, приближающихся к 60 годам, становится очевидной необходимость рефлексировать жизненный путь с точки зрения оценки его реализованности и оценки перспектив на будущее.

Типичными размышлениями этого времени считаются такие:

§ «как летит время»,

§ «как быстро прошла жизнь»,

§ «непонятно, на что было потрачено так много времени»,

§ «если бы впереди было много времени, то я бы .»,

§ «как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок» и т.п.

Исследователи этого периода жизни особо отмечают возраст около 56 лет, когда люди, находящиеся на пороге старения, переживают чувство, что можно и нужно еще раз преодолеть трудное время, попытаться, если надо, что-то изменить в собственной жизни.

Большинство стареющих людей переживают этот кризис как последнюю возможность реализовать в жизни то, что они считали смыслом или целью своей жизни, хотя некоторые, начиная с этого возраста, начинают просто «отсиживать» время жизни до смерти, «ждать своего часа», считая, что возраст не дает шансов серьезно что-то изменить в судьбе. Выбор той или иной стратегии зависит от личностных качеств и тех оценок, которые личность дает собственной жизни.


Младший подростковый период (10 – 12-13 лет)
Общая характеристика: § Период повышенной активности ЦНС, желез внутренней секреции. Это ведет к увеличению гормонов в крови и усилению признаков полового созревания. § Половое созревание происходит неодинаково у девочек и мальчиков ( у девочек раньше и острее протекает кризис) § Возбуждение преобладает над торможением и подросток мо ...

Проблема девиантного поведения. Развитие представлений о девиантном поведении
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в криминологии, психопатологии, социологии, социальной работе, педагогике.[2;23;30] Изучение отклонений в поведении имеет свою историю. Еще Платон, пытаясь объяснить разнообразие в поведении ...

Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности.
Он формируется под непосредственным воздействием основных свойств долговременной памяти. Пожалуй, никакая другая черта руководителя, за исключением, может быть, интеллекта, не представляется (даже на уровне житейских взглядов) столь очевидной и значимой для руководителя, как его профессиональный опыт. Очень часто понятия «хороший руково ...