Особенности личности пожилого (старого) человека

Возрастная психология » Особенности личности пожилого (старого) человека

1. Изменение самосознания. Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность целостность личности (ego-integrity), либо переживание отчаяния оттого, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.

Э. Эриксон выделяет несколько характеристик переживания чувства интегративности:

§ это всевозрастающая личностная уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности;

§ это постнарцисстическая любовь человеческой личности (а не особи) как переживание, выражающее какой-то мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, какой ценой они достаются;

§ это приятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене;

§ это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям;

§ это товарищеское, причастное, присоединительное отношение к принципам отдаленных времен и различным занятиям в том виде, как они выражались в словах и результатах этих занятий.

Носитель такой личностной целостности, хотя и понимает относительность всех возможных жизненных путей, придающих смысл человеческим усилиям, тем не менее, готов защищать достоинство своего собственного пути от всех физических и экономических угроз. Тип целостности, развитый его культурой или цивилизацией, становится «духовным наследием отцов», печатью происхождения. Перед лицом такой итоговой консолидации его смерть теряет свою силу.

На этой стадии развития к человеку приходит мудрость, которую Э. Эриксон определяет как отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Мудрость Э. Эриксон предлагает понимать как форму такого независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с его ограниченной смертью жизнью, которая характеризуется зрелостью ума, тщательной обдуманностью суждений, глубоким всеобъемлющим пониманием.

Утрата или отсутствие эго-интеграции приводит к расстройству нервной системы, чувству безысходности, отчаяния, страху смерти. Отчаяние выражает чувство, что времени уже осталось слишком мало для попытки начать жизнь сначала, устроить ее по-другому и попытаться достичь личностной целостности другим путем.

Отчаяние маскируется отвращением или хроническим презрительным недовольством определенными социальными институтами и отдельными людьми. Как бы то ни было, все это свидетельствует о nрезрении человека к самому себе, но достаточно часто «миллион терзаний» не складывается в одно большое раскаяние.

2. Изменение мотивационной сферы. Немаловажным фактором здесь является отсутствие необходимости ежедневно трудиться, выполнять принятые на себя обязательства. Согласно А. Маслоу, ведущими потребностями в пожилом и старческом возрасте становятся

§ телесные потребности,

§ потребность в безопасности и надежности.

Многие старые люди начинают жить «одним днем», наполняя каждый такой день простыми заботами о здоровье и поддержании жизнедеятельности и минимального комфорта. Даже простые домашние хлопоты и несложные проблемы становятся значимыми для сохранения ощущения занятости, необходимости что-то делать, быть нужным себе и другим.

3. Изменение временной жизненной перспективы. Псиxoлoгичecкoe время меняется в старости, и большее значение теперь имеют жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее, хотя определенные «нити» в недалекое, обозримое будущее все же протянуты. Об этом хорошо сказал Гете:

«Насущное отходит вдаль, а давность,

Приблизившись, приобретает явность».

Большинство важнейших событий и свершений своей жизни старики, как правило, относят к прошлому. Благодаря причинным и целевым связям бывшие и будущие события человеческой жизни образуют сложную систему представлений о ней, которая в обыденном языке именуется «судьбой», а в психологии - «субъективной картиной жизненного пути».

4. Одним из любопытных феноменов старости являются неожиданные вспышки творческих способностей. Так, в 50-х п. ХХ в. Газеты всего мира обошла сенсация: 80-летняя Грандма Мозес начала писать оригинальные художественные полотна, и ее выставки имели громадный успех у публики. Многие старики последовали ее примеру, не всегда с таким же успехом, но всегда - с большим личностным выигрышем. Для любого социума специальной задачей является организация времени жизни стареющих поколений. Во всем мире этому служат не только службы социальной помощи (хосписы и приюты для престарелых), но и специально создаваемые социальные институты образования взрослых, новые формы досуга и новая культура семейных отношений, системы организации свободного времени стареющих, но здоровых людей (путешествия, клубы по интересам и т.д.).


А. Н. Радищев. Человек как часть природы. Сходства и различия человека и животных
В XVIII в. материалистическая традиция продолжается в трудах оригинального мыслителя и философа А. Н. Радищева (1749 – 1802). В многоплановой научной системе А. Н. Радищева проблема человека занимает центральное место. Человек представляется ему совершеннейшей частью природы. Являясь частью природы, человек имеет общие черты с ней. Обще ...

Общение в подростковом возрасте
Формирование референтных групп. В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает объединение подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени, группы становятся смешанными. Еще позже происх ...

Социально-психологическая характеристика молодости
1. Молодость называют ранней взрослостью, тем самым, подчеркивая ее двойственный характер: с одной стороны молодой человек имеет полное право вести взрослую жизнь, с другой стороны он часто оказывается не способным найти и реализовать в ней себя[20]: 1. Молодежные браки часто замешаны на противоречии между потребностью быть вместе с лю ...