Изменение структуры социальной активности в старости
Страница 2

Возрастная психология » Изменение структуры социальной активности в старости

После 70 лет успешно работали такие ученые, как П. Ламарк, К. Лаплас, Г. Галилей, И. Кант, И. П. Павлов (его «Двадцатилетний опыт» написан в 73 года, а «Лекции О работе больших полушарий головного мозга» в 77 лет); писатели В. Гюго, С. Вольтер, Б. Шоу, В. Гете (вторая часть «Фауста» написана, когда ему было уже к 80, и именно к этой фазе жизни относится его знаменитое высказывание: «Ребенок - реалист, юноша - идеалист, мужчина - скептик и старик - мистик»). Л. Н. Толстой (в период написания «Воскресения» ему 71 год, «Живого трупа» - 72, а «Хаджи-Мурата»76). Художники Микеланджело (писал до 79 лет), К. Мане (до 86), О. Ренуар (до 78), Эль Греко (до 73). По преданию, японский художник Хокусаи сказал, что все, созданное им до 73 лет, ничего не стоит, его художественная карьера началась только после этого. Тициан создал свои самые захватывающие полотна почти в возрасте ста лет. Верди, Рихард Штраус, Шютц, Сибелиус и многие другие композиторы работали до 80 лет и создавали в этом возрасте чуть ли не самую волнующую музыку.

К числу характерных особенностей творческих людей относится широта их интересов - активность творческой личности выходит за пределы семейных и узкопрофессиональных интересов и выражается в участии в общественной и педагогической деятельности. Примером в этом плане может служить жизнь Рабиндраната Тагора(1861-1941), творчеству и деятельности которого присущи разнообразие, динамичность, поиски нового, исключительно строгое отношение к себе, огромная работоспособность и отсутствие стереотипов в системе мировоззрения. Он писал стихи, пьесы, романы, повести и рассказы; был искусствоведом, педагогом и политическим деятелем; после 60 лет он занялся живописью и написал ряд замечательных полотен. Исследователь его биографии и литературного творчества М. Д. Александрова выделяет три пика продуктивности - 34, 49 и 69 лет.

Интерес представляет и анализ М. Д. Александровой творческой биографии И. С. Баха (1685-1750), чье творчество отличалось многообразием жанров. Он писал духовную, оркестровую, камерную и танцевальную музыку, сочинял произведения для органа и хора, органа и сольного пения, для клавира, для скрипки с оркестром. Он писал фуги и сонаты, прелюдии и кантаты, хоралы и концерты. Уменьшение количества сочинений в поздние годы связано с их монументальностью; кроме того, в эти годы он создает такие литературные музыковедческие сочинения, как «Музыкальные приношения», «Искусство фуги» И др., И ведет педагогическую деятельность.

Приведенные примеры демонстрируют разнообразие и широту интересов и деятельности творческих личностей и показывают, что они сохраняют свои потенциальные возможности даже в период позднего геронтогенеза.

Страницы: 1 2 


Этапы формирования энграмм
Энграмма — след памяти, сформированный в результате обучения. Описание памяти может быть выполнено по динамике развития процессов, приводящих к формированию энграммы, по состоянию памяти, характеризующему ее готовность к воспроизведению энграммы, по устройству, характеризующему состав энграммы. Наконец, еще один способ — это описание па ...

Занятие 2
Упражнение 1. «Я рад вас видеть снова» Инструкция: Участники тренинга стоят по кругу, и по часовой стрелки и произносят вслух по очереди: «Я рад вас видеть снова». Упражнение 2. «Представь себя» Инструкция: Участники тренинга стоят в кругу, и по часовой стрелки называют свое имя и предмет или растение, животное, сказочного героя, на ...

Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя.
Первая и наиболее общая особенность оперативной памяти руководителя состоит в достаточно высокой мере ее сформированное™ и уровне развития в целом, в ее «натренированности», в овладении способами и средствами оперативного запоминания и воспроизведения информации. Этот вид памяти по уровню своего развития должен занимать в структуре мнем ...