Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Страница 1

Инфо по психологии » Психология общения » Методика оценки психологической атмосферы в коллективе

Одно из основных задач руководителя - создания условий для укрепления межличностных связей, сила которых повышает показатель уровня развития коллектива. Успешное решение этой задачи возможное при условии понимания руководителем природы и структуры социально-психологического климата.

Психическое напряжение – это психическое состояние которое сопровождается ощущениями тревоги, страха, дискомфорта.

В качестве примера возникновения психического напряжения можно рассматривать приход нового руководителя в коллектив, который имеет свои устои и традиции.

Люди его не знают. Естественно, возникают вопросы, как будет вести себя новый шеф, какой его стиль руководства. Наблюдается разный, относительно силы, уровень тревоги, который зависит от многих факторов - профессиональной подготовленности сотрудников, психики личности и т.п. В приведенном примере социальное напряжение определится стилем, который изберет новый шеф.

Социальное напряжение психологи рассматривают как закрытую форму конфликта.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновенья) - это столкновенья противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов или мыслей оппонентов или субъектов взаимодействия.

На социально-психологический климат большое влияние имеют межличностные отношения, субъективный характер которых оказывается в совместимости людей.

Совместимость характеризуется оптимальным объединением качеств людей в процессе общей деятельности, что способствует успешному выполнению её.

Гармоническое объединение физических качеств людей, которые выполняют определенную общую деятельность, свидетельствует о физической совместимости.

Залогом успеха психофизиологической совместимости являются свойства нервной системы, а также особенности анализаторных систем.

Основой социально-психологической совместимости являются взаимоотношения людей с такими личностными свойствами, которые оказывают содействие успешному выполнению социальных ролей.

Психологическая совместимость предусматривает общность взглядов, убеждений, ценностей, отношений.

Отдельные исследователи считают, что социально-психологический климат зависит от отношений между руководителем и членами группы. В этом утверждении есть лишь частица истины. В практической деятельности мы часто наблюдаем, что нарушителями благоприятного психологического климата выступают рядовые работники.

Считается, что, в отличие от морального, психологический климат формируется в результате неформальных межличностных отношений. Однако не следует преуменьшать значение формализованных отношений, которые получаются в середине группы людей.

Например, руководитель весьма строго и навязчиво следит за выполнением каких-то формальных требований. Будет ли это помогать формированию благоприятного психологического климата? Вероятно, нет. Быстрее возникнут предпосылки создания психического напряжения в коллективе.

Итак, во время формирования психологического климата в середине коллектива могут быть и формальные, и неформальные межличностные отношения людей в процессе их общей деятельности.

Мы говорили о том, что социально-психологический климат имеет стойкий характер, владея относительно большой инерцией: продолжительное время расходуется на формирование оптимального психологического климата. Но намного меньше времени нужно для того, чтобы разрушить его.

Тем временем много руководителей по ошибке считают, что довольно одних-двух доверчивых бесед в группе, как сразу исчезнет психическое напряжение. Таких руководителей ждет разочарования. Беседы могут вызвать кратковременный, неглубокий эффект. Это, как правило, те случаи, когда руководитель видит лишь верхушку айсберга. Психологическое напряжение часто имеет глубинный, скрытый характер. И для того, чтобы устранить его подпочву, нужна продолжительная, настойчивая работа, а иногда и изменение стиля руководства. Межличностные отношения складываются на грунте персональных контактов (непосредственные) и деятельности людей или инструментальных средств общения (опосредствованные).

Страницы: 1 2 3


Психическое развитие в раннем детстве (1 – 3 года). Общая характеристика развития
В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная. Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческ ...

Исследование проблемы детской и подростковой проституции в городе Усть-Илимске.
Практическая часть моей курсовой состоит из трех частей: 1. беседа с социальным педагогом в школе 2. опрос школьников по данной теме 3. беседа с инспектором по делам несовершеннолетних Побывав в школе №1 и гимназии №1, я поняла, что социальной педагогики на тему проституции разговаривать не очень любят. В гимназии конкретно сказали, ...

Учение о психологическом стрессе
Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряже­ние) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физичес­кому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин приме­няется для обозна ...