Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Страница 1

Инфо по психологии » Психология общения » Методика оценки психологической атмосферы в коллективе

Одно из основных задач руководителя - создания условий для укрепления межличностных связей, сила которых повышает показатель уровня развития коллектива. Успешное решение этой задачи возможное при условии понимания руководителем природы и структуры социально-психологического климата.

Психическое напряжение – это психическое состояние которое сопровождается ощущениями тревоги, страха, дискомфорта.

В качестве примера возникновения психического напряжения можно рассматривать приход нового руководителя в коллектив, который имеет свои устои и традиции.

Люди его не знают. Естественно, возникают вопросы, как будет вести себя новый шеф, какой его стиль руководства. Наблюдается разный, относительно силы, уровень тревоги, который зависит от многих факторов - профессиональной подготовленности сотрудников, психики личности и т.п. В приведенном примере социальное напряжение определится стилем, который изберет новый шеф.

Социальное напряжение психологи рассматривают как закрытую форму конфликта.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновенья) - это столкновенья противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов или мыслей оппонентов или субъектов взаимодействия.

На социально-психологический климат большое влияние имеют межличностные отношения, субъективный характер которых оказывается в совместимости людей.

Совместимость характеризуется оптимальным объединением качеств людей в процессе общей деятельности, что способствует успешному выполнению её.

Гармоническое объединение физических качеств людей, которые выполняют определенную общую деятельность, свидетельствует о физической совместимости.

Залогом успеха психофизиологической совместимости являются свойства нервной системы, а также особенности анализаторных систем.

Основой социально-психологической совместимости являются взаимоотношения людей с такими личностными свойствами, которые оказывают содействие успешному выполнению социальных ролей.

Психологическая совместимость предусматривает общность взглядов, убеждений, ценностей, отношений.

Отдельные исследователи считают, что социально-психологический климат зависит от отношений между руководителем и членами группы. В этом утверждении есть лишь частица истины. В практической деятельности мы часто наблюдаем, что нарушителями благоприятного психологического климата выступают рядовые работники.

Считается, что, в отличие от морального, психологический климат формируется в результате неформальных межличностных отношений. Однако не следует преуменьшать значение формализованных отношений, которые получаются в середине группы людей.

Например, руководитель весьма строго и навязчиво следит за выполнением каких-то формальных требований. Будет ли это помогать формированию благоприятного психологического климата? Вероятно, нет. Быстрее возникнут предпосылки создания психического напряжения в коллективе.

Итак, во время формирования психологического климата в середине коллектива могут быть и формальные, и неформальные межличностные отношения людей в процессе их общей деятельности.

Мы говорили о том, что социально-психологический климат имеет стойкий характер, владея относительно большой инерцией: продолжительное время расходуется на формирование оптимального психологического климата. Но намного меньше времени нужно для того, чтобы разрушить его.

Тем временем много руководителей по ошибке считают, что довольно одних-двух доверчивых бесед в группе, как сразу исчезнет психическое напряжение. Таких руководителей ждет разочарования. Беседы могут вызвать кратковременный, неглубокий эффект. Это, как правило, те случаи, когда руководитель видит лишь верхушку айсберга. Психологическое напряжение часто имеет глубинный, скрытый характер. И для того, чтобы устранить его подпочву, нужна продолжительная, настойчивая работа, а иногда и изменение стиля руководства. Межличностные отношения складываются на грунте персональных контактов (непосредственные) и деятельности людей или инструментальных средств общения (опосредствованные).

Страницы: 1 2 3


Теоретические основы делового общения. Деловое общение: понятие, содержание, структура, цели, средства и функции
Существуют разные виды общения: личное, деловое, формальное, ритуальное. Они отличаются друг от друга по цели, отношениям участников общения между собой, и формам поведения. Деловое общение – особый вид общение, для которого характерно взаимодействие с целью обмена деятельностью, информацией или влиянием. У делового общения должен быть ...

Анатомо-физиологические основы памяти потерпевшего и свидетеля
В процессе расследования преступлений приходится допрашивать людей с нарушением памяти (амнезия). Чаще наблюдается нарушения памяти на текущие события у людей преклонного возраста. Однако это не является абсолютным правилом. Среди них есть люди, ведущие активную, творческую жизнь, которые надолго сохраняют хорошую профессиональную памят ...

Социально-психологические аспекты межличностных отношений в сфере физической культуры и спорта. сихологические особенности межличностных отношений в группе
Межличностные отношения — объективно переживаемые взаимосвязи между людьми. Отношения людей обладают весьма большим разнообразием, отражая многогранные мотивы деятельности людей в различных областях производства, науки, просвещения, политики, управления государством, а также отношения в семье, с друзьями и товарищами. При этом часть эт ...