Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Страница 1

Инфо по психологии » Психология общения » Методика оценки психологической атмосферы в коллективе

Одно из основных задач руководителя - создания условий для укрепления межличностных связей, сила которых повышает показатель уровня развития коллектива. Успешное решение этой задачи возможное при условии понимания руководителем природы и структуры социально-психологического климата.

Психическое напряжение – это психическое состояние которое сопровождается ощущениями тревоги, страха, дискомфорта.

В качестве примера возникновения психического напряжения можно рассматривать приход нового руководителя в коллектив, который имеет свои устои и традиции.

Люди его не знают. Естественно, возникают вопросы, как будет вести себя новый шеф, какой его стиль руководства. Наблюдается разный, относительно силы, уровень тревоги, который зависит от многих факторов - профессиональной подготовленности сотрудников, психики личности и т.п. В приведенном примере социальное напряжение определится стилем, который изберет новый шеф.

Социальное напряжение психологи рассматривают как закрытую форму конфликта.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновенья) - это столкновенья противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов или мыслей оппонентов или субъектов взаимодействия.

На социально-психологический климат большое влияние имеют межличностные отношения, субъективный характер которых оказывается в совместимости людей.

Совместимость характеризуется оптимальным объединением качеств людей в процессе общей деятельности, что способствует успешному выполнению её.

Гармоническое объединение физических качеств людей, которые выполняют определенную общую деятельность, свидетельствует о физической совместимости.

Залогом успеха психофизиологической совместимости являются свойства нервной системы, а также особенности анализаторных систем.

Основой социально-психологической совместимости являются взаимоотношения людей с такими личностными свойствами, которые оказывают содействие успешному выполнению социальных ролей.

Психологическая совместимость предусматривает общность взглядов, убеждений, ценностей, отношений.

Отдельные исследователи считают, что социально-психологический климат зависит от отношений между руководителем и членами группы. В этом утверждении есть лишь частица истины. В практической деятельности мы часто наблюдаем, что нарушителями благоприятного психологического климата выступают рядовые работники.

Считается, что, в отличие от морального, психологический климат формируется в результате неформальных межличностных отношений. Однако не следует преуменьшать значение формализованных отношений, которые получаются в середине группы людей.

Например, руководитель весьма строго и навязчиво следит за выполнением каких-то формальных требований. Будет ли это помогать формированию благоприятного психологического климата? Вероятно, нет. Быстрее возникнут предпосылки создания психического напряжения в коллективе.

Итак, во время формирования психологического климата в середине коллектива могут быть и формальные, и неформальные межличностные отношения людей в процессе их общей деятельности.

Мы говорили о том, что социально-психологический климат имеет стойкий характер, владея относительно большой инерцией: продолжительное время расходуется на формирование оптимального психологического климата. Но намного меньше времени нужно для того, чтобы разрушить его.

Тем временем много руководителей по ошибке считают, что довольно одних-двух доверчивых бесед в группе, как сразу исчезнет психическое напряжение. Таких руководителей ждет разочарования. Беседы могут вызвать кратковременный, неглубокий эффект. Это, как правило, те случаи, когда руководитель видит лишь верхушку айсберга. Психологическое напряжение часто имеет глубинный, скрытый характер. И для того, чтобы устранить его подпочву, нужна продолжительная, настойчивая работа, а иногда и изменение стиля руководства. Межличностные отношения складываются на грунте персональных контактов (непосредственные) и деятельности людей или инструментальных средств общения (опосредствованные).

Страницы: 1 2 3


Заключение по результатам диагностики
Главной особенностью Наташи является отсутствие желания деятельности и выраженное стремление в общению. Это проявляется в характере и темпераменте. Наташа обладает высоким уровнем экстраверсии. В общении открыта, немного наивна, может быть навязчива, рефлексия не развита, речедвигательная функция развита на высоком уровне. В спокойной ...

Занятие 4
Упражнение 1. «У меня позитивный настрой». Инструкция: Участники тренинга стоят по кругу, и по часовой стрелки и произносят вслух по очереди: «У меня позитивный настрой!!»» Упражнение 2. «Поздороваться частями тела» Инструкция: участники выстраиваются в 2 колонки, лицом друг к другу и по очереди каждый здоровается с участником стоящи ...

Конфликты в организациях
В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа» и «группа-группа». Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими конфликтами. Первая особенность связана со структурой такого конфлик ...