Тесты для измерения интеллекта, их виды
Строгой классификации тестов для измерения ума или его отдельных особенностей не существует. Сегодня как в отечественной, так и в зарубежной литературе используются следующие термины: наиболее обобщенный и часто употребляемый - "тесты интеллекты"
или его несколько устаревший вариант "умственные тесты".
На ряду с ними встречаются такие термины, как "тесты специальных возможностей",
"тесты общего интеллекта"
или в качестве синонима "тесты общих способностей
". Исторически сложилось деление этих тестов на измеряющие общий интеллект и специальные способности, и сегодня вряд ли есть необходимость в новых классификациях, несмотря на все чаще употребляемый для обозначения тех и других термин "когнитивные тесты".
В зависимости от типа заданий тесты подразделяются на: вербальные(например, тест классификации слов) и невербальные
(например, матрицы Равена). Помимо этого тесты интеллекта делятся на: индивидуальные
(например, шкалы Векслера) и групповые
(например, армейский тест Альфа). Кроме названных разновидностей тестов, иногда выделяются тесты интеллекта для специфических популяций (
А. Анасиази). Эти тесты предназначены для обследования младенцев, лиц с физическими недостатками и людей, принадлежащих к разным культурам.
Компьютеризация психодиагностических исследований привела к появлению адаптивных тестов интеллекта
, в которых, в зависимости от успешности решения ранее предложенных заданий, осуществляется выбор сложности последующих заданий.
Психометрический интеллект по настоящее время рассматривается с позиции двух школ - английской и американской или, иными словами: школы, признающей общие способности, и школы, их отрицающей. В связи с существованием этих подходов в понимании интеллекта, мы можем говорить о тестах, в которых используется суммарная оценка
выполнения разных видов заданий, и тестах, в которых интеллект предстает в виде успешности выполнения отдельных, не связанных друг с другом групп заданий.
В последние десятилетия на Западе весьма популярна теория, согласно которой интеллект подразделяется на текучий
и кристаллизованный
(в рамках школы, признающий общность всех способностей). Отсюда полагается существование тестов, измеряющих тот или иной тип интеллекта.
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям дошкольника с ним и к новой ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает новые отношения с более широким миром взрослых людей.
Общение ребенка с взрослыми усложняется и приобретает новые формы и новое соде ...
Разновидности состояния установки. Фиксированная
установка
При наличии потребности, которая должна быть удовлетворена, и соответствующей ситуации живой организм обращается к определенной целенаправленной деятельности. Но как мы убедились, эта деятельность, в первую очередь, зарождается в форме установки, которая в дальнейшем раскрывается в виде доступных наблюдателю внутренних и внешних актов п ...
Фиолетовый цвет
В то время, как черный означает абсолютное ничто,
фиолетовый представляет собой скрытую тайну…
Готфрид Хаупт: диссертация «Цветовая символика в сакральном искусстве»
Пожалуй, нет другого столь же противоречивого и двойственного цвета, как фиолетовый. В нем соединились страсть красного и сдерживающие компоненты синего цвета. Возбуждаю ...