Таламическая концепция Кэннона - Барда
Страница 1

Инфо по психологии » Современные зарубежные концепции эмоций » Таламическая концепция Кэннона - Барда

В 1928 году Ульям Кэннон и П. Бард сформировали свою таламическую концепцию эмоций, где центральной составляющей в запуске эмоциональных состояний являлся таламус. По их мнению, таламус выполняет роль "диспетчера", который при возникновении эмоциональных ситуации одновременно посылает информацию вегетативной нервной системе и коре больших полушарий мозга.

Однако представление о возникновении эмоций Кэннона значительно отличались от концепции Джемса - Ланге. В результате Ульям Кэннон провел сравнение двух физиологических механизмов порождения эмоций и предложил альтернативную теорию происхождения эмоций, схематически представленную на этом рисунке.

Внешний стимул раздражает один или несколько рецепторов. Афферентные импульсы достигают коры (путь стрелки) и объект воспринимается. Эфферентные импульсы сразу же активируют мышцы и внутренние органы (путь стрелки). Активность этих органов раздражает рецепторы, вызывая афферентные импульсы, достигающие коры по кортикоталамическому пути (обозначено стрелкой), который имеет тормозную функцию и (путь стрелки). Восприятие этих изменений в мышцах и внутренних органах, следующее за восприятием внешнего стимула-объекта, превращает простое восприятие в эмоцию, связанную с объектом, ибо, по Джемсу, "ощущение телесных изменений, по мере того как они происходят, и есть эмоция".

Как мы видим на том же рисунке, Кэннон, в свою очередь, вводит в эту схему структуры таламуса, которые опосредуют и тем самым берут на себя функцию порождения эмоциональных явлений и управления ими. Обосновывая роль коркового субстрата эмоций, Кэннон создает физиологическую основу и для когнитивных интерпретаций эмоций.

Кэннон приводит следующие возражения против концепции Джемса - Ланге:

полное отделение внутренних органов от центральной нервной системы не изменяет эмоционального поведения (здесь он ссылается как на эксперименты Шеррингтона по перерезанию блуждающего нерва собаки на уровне спинного мозга, так и на собственные эксперименты по удалению узлов симпатического отдела вегетативной нервной системы у кошки);

одни и те же висцеральные изменения происходят при очень разных эмоциональных и неэмоциональных состояниях (на основе своих исследований он показывает сходство этих изменений в сильном возбуждении при воздействии очень разных стимулов);

структуры внутренних органов относительно малочувствительны (этот вывод он делает на основе анализа распределения в теле нервных клеток);

висцеральные изменения происходят слишком медленно, чтобы быть источником эмоциональных переживаний (основанием здесь является сравнение латентного периода эмоциональных реакций индивидов на зрительные стимулы и латентного периода реакции периферических органов - так Павлов обнаружил шестиминутный латентный период при стимуляции блуждающего нерва);

искусственное возбуждение висцеральных изменений, типичных для сильных эмоций, не вызывает их (инъекция адреналина не вызывала у студентов эмоций, хотя у тех из них, кто участвовал в соревнованиях, возникало специфическое ощущение "на взводе").

На основании всех этих положений Кэннон (а вслед за ним и Бард) делает вывод о том, что эмоции зависят от центрального процесса, в обеспечении которого определяющее положение занимает структура зрительного бугра (таламус). Так, Барду удалось локализовать механизм мнимой ярости у декортицированных кошек в нижней части гипоталамуса, а затем и реакцию страха и полового возбуждения. При этом Бард замечает, что возникновение поведенческой ярости при разрушенном неокортексе становится возможным в силу того, что гипоталамус освобождается от коркового контроля.

Страницы: 1 2


Диагностически значимые признаки социальной дезадаптации
Изучение сложившейся практики воспитательно-профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних показывает, что одним из слабых мест в деятельности системы как общих, так и специальных органов ранней профилактики являются достаточно часто встречающиеся ошибки в диагностике степени социальной запущенности несоверш ...

Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем
Дети разбиваются на небольшие группы (по 4—5 человек) и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (например, умывание, или рисование, или собирание ягод и пр.). Дети должны сами выбрать какой-либо сюжет и договориться, как они будут его показывать. После такой подготовки каждая группа молча показыв ...

Теории восприятия
Современная психология восприятия представляет собой достаточно пеструю картину разнообразных подходов, методов и частных концепций, нацеленных на упорядочение непрерывно расширяющегося потока эмпирических данных. Тем не менее проблема восприятия принадлежит к числу классических. Наиболее сильное влияние на ее развитие оказали эмпиричес ...