Концепция когнитивного диссонанса Фестингера
Согласно этой теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, представления воплощаются в жизнь, а планы выполняются, т.е. тогда, когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным или ожидаемым, согласуются, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех условиях, когда между ожидаемыми и реальными результатами деятельности имеется несоответствие - диссонанс.
Субъективное состояние когнитивного диссонанса переживается человеком как дискомфорт, и он стремится, во что бы то ни стало как можно скорее избавиться от него. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который согласовывался бы с прежними ожиданиями.
В современной социальной психологии теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям [2; 468 - 469].
Методы и организация исследования. Методы исследования
Решение поставленных задач определило выбор следующих методов исследования:
1) Теоретический анализ и обобщение литературных источников.
2) Педагогическое тестирование.
3) Социометрический метод.
4) Педагогический эксперимент.
5) Методы математической статистики.
Теоретический анализ и обобщение данных литературных источников осущ ...
Функции невербальных сообщений
Какую информацию получают люди в процессе невербальной коммуникации?
Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о:
темпераменте человека;
его эмоциональном состоянии в данной ситуации;
его «Я»-образе и самооценке;
его личностных свойствах и качествах;
его коммуникативной компетентности (то, как он вс ...
Личность старшеклассника
По данным И.С.Кона и А.В.Мудрик, типичными чертами личности старшеклассника является стремление к новизне, к оригинальности поведения (иногда отклоняющегося), желание понимать, достигать, бороться, утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения.
Юношеский возраст – этап фор ...
