Дифференциальная концепция Вудвортста - Шлоссберга

Инфо по психологии » Современные зарубежные концепции эмоций » Дифференциальная концепция Вудвортста - Шлоссберга

В основном все дифференциальные теории основываются на трехмерном представлении системы чувств Вундта, в которой выделяются три пары простых чувств:

удовольствие - неудовольствие,

возбуждение - успокоение,

напряжение - разрешение.

Чувства, располагающиеся по одной прямой, исключают друг друга, т.е. одновременно они существовать не могут. Чувства, расположенные на отрезках от пересечения осей, могут сосуществовать с двумя другими измерениями, к которым они сами не принадлежат. Следовательно, всё многообразие чувств заполняет геометрическое пространство, разделенное векторами простых чувств. Сложное чувство будет формироваться из мгновенных значений изменения простых чувств [5; 27 - 28].

На основе этой трехмерной схемы в 1938 году Вудвортс предложил свою двухмерную классификацию мимических выражений эмоций в виде круга с двумя осмии: "удовольствие - неудовольствие" и "принятие - отталкивание". Затем в 1941 году Гарольд Шлоссберг добавил третье измерение "сон - напряжение" [3; 42]. Однако последующие исследования показали, что оценки "принятие - отталкивание" и "сон - напряжение" высоко корректируют друг с другом и не является независимыми [5; 28].

В результате была создана шкала Шлоссберга - Вудвортса для предсказания категории эмоций с помощью оценок удовольствия - неудовольствия и принятие - отталкивания. Шкала является круговой и включает шесть основных категорий:

любовь, счастье, радость;

удивление;

страх, страдание;

гнев, решительность;

отвращение;

презрение.

Чем больше расстояние между отдельными позициями на шкале, тем менее сходны соответствующие мимические выражения. Любое предъявленное мимическое выражение может быть представлено как точка в пространстве, ограниченном окружностью. Прочертив отрезок из точки пересечения шкал через эту эмпирически полученную точку к ближайшей дуге окружности, можно определить содержание переживаемой эмоции [1; 182 - 183].


Завершение консультативных бесед и восприятие этого клиентом
Если процесс консультирования протекал успешно и клиент пришел к достаточно ясному осознанию себя, чтобы быть способным выбирать новые цели и осуществлять соответствующую деятельность, неизбежно возникает мысль о возможном завершении терапии. При этом у клиента появляется знакомое ощущение амбивалентности, которое сопровождает любой опы ...

Общая психологическая подготовка. Формирование благоприятного психологического климата в спортивной команде
Факторы формирования спортивного коллектива: 1. Специфика деятельности (единство и общая значимость). 2. Личность руководителя (тренера) и стиль управления коллективом (демократический, авторитарный, либеральный). 3. Состав команды, психологическая однородность-разнородность спортсменов, обуславливающая совместимость. Средства форм ...

Взгляд мыслителей прошлого на теорию бессознательного
В философии XVII-XVIII столетий на передний план выдвинулись вопросы, связанные с пониманием природы психики, определением места и роли сознания в человеческой жизни, раскрытием значения чувственного и рационального в процессе познания, выявлением связей между внешним и внутренним миром человека. Основным, занимающим философов, вопросом ...