Дифференциальная концепция Вудвортста - Шлоссберга

Инфо по психологии » Современные зарубежные концепции эмоций » Дифференциальная концепция Вудвортста - Шлоссберга

В основном все дифференциальные теории основываются на трехмерном представлении системы чувств Вундта, в которой выделяются три пары простых чувств:

удовольствие - неудовольствие,

возбуждение - успокоение,

напряжение - разрешение.

Чувства, располагающиеся по одной прямой, исключают друг друга, т.е. одновременно они существовать не могут. Чувства, расположенные на отрезках от пересечения осей, могут сосуществовать с двумя другими измерениями, к которым они сами не принадлежат. Следовательно, всё многообразие чувств заполняет геометрическое пространство, разделенное векторами простых чувств. Сложное чувство будет формироваться из мгновенных значений изменения простых чувств [5; 27 - 28].

На основе этой трехмерной схемы в 1938 году Вудвортс предложил свою двухмерную классификацию мимических выражений эмоций в виде круга с двумя осмии: "удовольствие - неудовольствие" и "принятие - отталкивание". Затем в 1941 году Гарольд Шлоссберг добавил третье измерение "сон - напряжение" [3; 42]. Однако последующие исследования показали, что оценки "принятие - отталкивание" и "сон - напряжение" высоко корректируют друг с другом и не является независимыми [5; 28].

В результате была создана шкала Шлоссберга - Вудвортса для предсказания категории эмоций с помощью оценок удовольствия - неудовольствия и принятие - отталкивания. Шкала является круговой и включает шесть основных категорий:

любовь, счастье, радость;

удивление;

страх, страдание;

гнев, решительность;

отвращение;

презрение.

Чем больше расстояние между отдельными позициями на шкале, тем менее сходны соответствующие мимические выражения. Любое предъявленное мимическое выражение может быть представлено как точка в пространстве, ограниченном окружностью. Прочертив отрезок из точки пересечения шкал через эту эмпирически полученную точку к ближайшей дуге окружности, можно определить содержание переживаемой эмоции [1; 182 - 183].


Учебная деятельность
Учебная деятельность, прежде всего, является познавательной деятельностью и успешно развивается при условии соответствующего умственного развития путем овладения умственными операциями, при необходимом развитии всех психических функций, при наличии положительной мотивации учения. Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит д ...

Предмет нейропсихологии.
Нейропсихология — это наука, изучающая мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений мозга. Как и вся клиническая психология, она — пограничная наука, возникшая на базе психологии, медицины (неврологии и нейрохирургии), анатомии и физиологии центральной нервной системы, психофармакологии. Она тесно взаимодейств ...

Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника.
Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систе ...