Дифференциальная концепция Плутчика
Страница 1

Инфо по психологии » Современные зарубежные концепции эмоций » Дифференциальная концепция Плутчика

Роберт Плутчик один из наиболее известных теоретиков по базовым эмоциям, также придавал особое значение тому, какие эмоциональные явления являются первичными, а какие производными. И выделил общие свойства "первичных эмоций": они релевантные базовым биологическим адаптивным процессам; могут быть найдены в той или иной форме на всех эволюционных уровнях; не зависят в своем определении от конкретных нейрофизиологических структур или частей тела; не зависят в своем определении от интроспекции (хотя она и может использоваться); могут быть определены первично в поведенческих ("стимульно-реактивных") терминах [3; 48].

Плутчик определял саму эмоцию как комплексный ответ организма, соответствующий одному из адаптивных биологических процессов, которые являются общими для всех животных организмов. Таким образом, он выделил 8 основных прототипов эмоционального поведения и 8 соответствующих им видов первичных эмоций, которые представлены в этой таблице: [1; 187]

п / п

Адаптивное поведение

(адаптивный комплекс)

Первичная эмоция

1

Объединение - поглощение пищи и воды

Принятие

2

Отвержение - реакция устранения, выделение, рвота

Отвращение

3

Разрушение - устранение препятствия на пути удовлетворения потребности

Гнев

4

Защита - ответ на боль или угрозу боли

Страх

5

Воспроизведение - ответы, связанные с сексуальным поведением

Радость

6

Депривация - потеря объекта, приносящего удовлетворение потребности

Горе

7

Ориентировка - ответ на контакт с новым незнакомым объектом

Испуг

8

Исследование - случайные действия в изучаемой окружающей среде

Любопытство

Соответственно, поведенческим полярным парам ставятся в соответствие пары базовых эмоций:

разрушение (гнев) D защита (страх),

объединение (принятие, одобрение) D отвержение (отвращение),

воспроизведение (радость) D депривация (горе, уныние),

исследование (любопытство) D ориентировка (испуг).

В свою очередь каждое из этих измерений включает целый спектр сходных эмоций. Так, отвержение включает скуку, нежелание, антипатию, отвращение, омерзение и ненависть, а депривация - задумчивость, меланхолию, печаль и скорбь. Все эти измерения представляют полярные пары: объединение - отвержение, воспроизведение - депривация, защита - разрушение, исследование - ориентировка. Такие представления позволяют Плутчику строить трехмерную структурную модель эмоциональной сферы [3; 49 - 50].

Каждая долька перевернутого конуса (показанного вверху) представляет базовую эмоцию, а вертикальная ось - параметр интенсивности.

Поперечный разрез этого конуса (показанного внизу) и дает восемь базовых эмоций образованных 4-мя противоположными парами (секторы круга, противоположные друг другу), в то время как соседние по кругу эмоции образуют чувства [3; 49 - 50].

Любовь.

Угрызение совести

Путем соединения первичных эмоций могут формироваться более сложные (вторичные) эмоции: 8 первичных эмоций дают 28 парных комбинаций и 56 тройных комбинаций. Следовательно, Плутчик предлагает следующие формулы:

Страницы: 1 2


Мышление как вид познания
Мышление рассматривают как вид познания. Познание с психологической точки зрения предстает как создание представлений о внешнем мире, его репрезентации, модели или образа. Чтобы добраться на работу, нам нужна определенная пространственная репрезентация пути между домом и работой. Чтобы понять то, что рассказывают на лекции про войны Але ...

Особенности представлений и памяти неслышащих детей
У неслышащих детей обнаруживается сужение круга представлений за счет полного или частичного выпадения слуховых представлений, которые в определенной степени компенсируются в процессе развития вибрационной чувствительности и слухового восприятия. В формировании зрительных образов у глухих детей также отмечается своеобразие. Представле ...

Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность
Четвертый психосоциальный период продолжается от шести до 12 лет (школьный возраст) и соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Предполагается, что в начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные навыки, обучаясь в школе. Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлен ...