Дифференциальная концепция ПлутчикаСтраница 1
Роберт Плутчик один из наиболее известных теоретиков по базовым эмоциям, также придавал особое значение тому, какие эмоциональные явления являются первичными, а какие производными. И выделил общие свойства "первичных эмоций": они релевантные базовым биологическим адаптивным процессам; могут быть найдены в той или иной форме на всех эволюционных уровнях; не зависят в своем определении от конкретных нейрофизиологических структур или частей тела; не зависят в своем определении от интроспекции (хотя она и может использоваться); могут быть определены первично в поведенческих ("стимульно-реактивных") терминах [3; 48].
Плутчик определял саму эмоцию как комплексный ответ организма, соответствующий одному из адаптивных биологических процессов, которые являются общими для всех животных организмов. Таким образом, он выделил 8 основных прототипов эмоционального поведения и 8 соответствующих им видов первичных эмоций, которые представлены в этой таблице: [1; 187]
№ п / п |
Адаптивное поведение (адаптивный комплекс) |
Первичная эмоция |
1 |
Объединение - поглощение пищи и воды |
Принятие |
2 |
Отвержение - реакция устранения, выделение, рвота |
Отвращение |
3 |
Разрушение - устранение препятствия на пути удовлетворения потребности |
Гнев |
4 |
Защита - ответ на боль или угрозу боли |
Страх |
5 |
Воспроизведение - ответы, связанные с сексуальным поведением |
Радость |
6 |
Депривация - потеря объекта, приносящего удовлетворение потребности |
Горе |
7 |
Ориентировка - ответ на контакт с новым незнакомым объектом |
Испуг |
8 |
Исследование - случайные действия в изучаемой окружающей среде |
Любопытство |
Соответственно, поведенческим полярным парам ставятся в соответствие пары базовых эмоций:
разрушение (гнев) D защита (страх),
объединение (принятие, одобрение) D отвержение (отвращение),
воспроизведение (радость) D депривация (горе, уныние),
исследование (любопытство) D ориентировка (испуг).
В свою очередь каждое из этих измерений включает целый спектр сходных эмоций. Так, отвержение включает скуку, нежелание, антипатию, отвращение, омерзение и ненависть, а депривация - задумчивость, меланхолию, печаль и скорбь. Все эти измерения представляют полярные пары: объединение - отвержение, воспроизведение - депривация, защита - разрушение, исследование - ориентировка. Такие представления позволяют Плутчику строить трехмерную структурную модель эмоциональной сферы [3; 49 - 50].
Каждая долька перевернутого конуса (показанного вверху) представляет базовую эмоцию, а вертикальная ось - параметр интенсивности.
Поперечный разрез этого конуса (показанного внизу) и дает восемь базовых эмоций образованных 4-мя противоположными парами (секторы круга, противоположные друг другу), в то время как соседние по кругу эмоции образуют чувства [3; 49 - 50].
Любовь.
Угрызение совести
Путем соединения первичных эмоций могут формироваться более сложные (вторичные) эмоции: 8 первичных эмоций дают 28 парных комбинаций и 56 тройных комбинаций. Следовательно, Плутчик предлагает следующие формулы:
Подростковый возраст
Возрастные границы периода пластичны и во многом индивидуальны. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками в процессе общественно-полезной деятельности и обучения. Это возраст физиологической перестройки организма, перехода от детства к взрослости.
В подростковом возрасте различают 2 периода: младший подростковый ...
Специальная документация
Специальная документация — это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д ...
Тематическое содержание практических занятий
№
Тема. Цель
Содержание
Кол-во часов
I Этап
1
Вводное. Сплочение, создание положительное настроения на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе.
Правила и принципы работы. Цели, задачи работы. Диагностика. Упражнения: «У меня все получится», «Новое имя», «Ветер дует на…», ...