Дифференциальная концепция ПлутчикаСтраница 2
гордость = гнев + радость;
любовь = радость + принятие;
любопытство = удивление + принятие;
скромность = страх + принятие;
ненависть = гнев + удивление;
вина = страх + радость или удовольствие;
сентиментальность = принятие + горе.
По мнению Плутчика каждой первичной и каждой вторичной эмоции, под которой подразумевается комбинация двух или нескольких первичных эмоций, соответствует определенный физиологический и экспрессивно-поведенческий комплекс.
В другом исследование эмоций Роберта Плутчика на макаках с применением электростимуляции мозга с помощью микроэлектродов показало, что можно перевести язык эмоции на более простой язык поведения и приспособительных функций.
В результате он построил таблицу из трех языков для описания эмоциональных состояний [3; 49 - 51].
Таблица "Языки описания эмоций по Плутчику"
Субъективный язык |
Язык поведения |
Язык функций |
Страх, ужас |
Избегание |
Защита |
Гнев, ярость |
Атака |
Разрушение |
Радость, экстаз |
Спаривание, владение |
Воспроизведение |
Печаль, скорбь |
Потеря контакта |
Депривация |
Принятие, жадность |
Еда |
Объединение |
Отвращение |
Рвота, дефекация |
Отрицание |
Ожидание |
Поиск ощущений |
Исследование |
Удивление |
Остановка |
Ориентация |
По представлению Плутчика, его теория эмоций может оказаться полезной в сфере изучения личности и в психотерапии, т.к при ряде его исследований им было установлено, что при постоянной блокировки адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации. А также на основании модели Плутчика была разработана методика EPI (Emotions Profile Index) для оценки относительной силы каждой из 8 базовых эмоций у любого индивида на основе выраженности соответствующего поведения. Следовательно, теория Плутчика может быть использована, как мотивационно-поведенческая концепция эмоций [4; 53].
Психолого-педагогическая поддержка социально
дезадаптированных несовершеннолетних
Трудновоспитуемость, характеризующаяся социальными отклонениями и социальной дезадаптацией, сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации и, прежде всего, семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, в ...
Взрослость (зрелость) - от 30 до 55-65 лет. Общая характеристика периода взрослости
Впервые экспериментально и теоретически проблемы развития взрослого были изучены в психологической школе Б.Г. Ананьева. В настоящее время в мировой психологической науке признается необходимость изучения периода взрослости. Основные положения психологии взрослых основываются на следующих фактах (Манукян В.Р.):
1. Развитие человека прод ...
Юность: эго- идентичность – ролевое смешение
Юность, на которую приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12- 13 до примерно 19-20 лет в американском обществе), подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Теоретический инт ...