Дифференциальная концепция ПлутчикаСтраница 2
гордость = гнев + радость;
любовь = радость + принятие;
любопытство = удивление + принятие;
скромность = страх + принятие;
ненависть = гнев + удивление;
вина = страх + радость или удовольствие;
сентиментальность = принятие + горе.
По мнению Плутчика каждой первичной и каждой вторичной эмоции, под которой подразумевается комбинация двух или нескольких первичных эмоций, соответствует определенный физиологический и экспрессивно-поведенческий комплекс.
В другом исследование эмоций Роберта Плутчика на макаках с применением электростимуляции мозга с помощью микроэлектродов показало, что можно перевести язык эмоции на более простой язык поведения и приспособительных функций.
В результате он построил таблицу из трех языков для описания эмоциональных состояний [3; 49 - 51].
Таблица "Языки описания эмоций по Плутчику"
Субъективный язык |
Язык поведения |
Язык функций |
Страх, ужас |
Избегание |
Защита |
Гнев, ярость |
Атака |
Разрушение |
Радость, экстаз |
Спаривание, владение |
Воспроизведение |
Печаль, скорбь |
Потеря контакта |
Депривация |
Принятие, жадность |
Еда |
Объединение |
Отвращение |
Рвота, дефекация |
Отрицание |
Ожидание |
Поиск ощущений |
Исследование |
Удивление |
Остановка |
Ориентация |
По представлению Плутчика, его теория эмоций может оказаться полезной в сфере изучения личности и в психотерапии, т.к при ряде его исследований им было установлено, что при постоянной блокировки адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации. А также на основании модели Плутчика была разработана методика EPI (Emotions Profile Index) для оценки относительной силы каждой из 8 базовых эмоций у любого индивида на основе выраженности соответствующего поведения. Следовательно, теория Плутчика может быть использована, как мотивационно-поведенческая концепция эмоций [4; 53].
Стереотипизация
В основе практически любой активности человека лежат стереотипы, которые обеспечиваются устойчивой, но динамической системой условных и безусловных рефлексов. Стереотипы формируются в стандартных условиях, когда раздражители следуют друг за другом в определенной пространственно-временной последовательности. Примеры стереотипов вам хорош ...
Фрейд и его теория бессознательного. Толкование сновидений
Многие теоретики психоаналитической ориентации долгое время рассматривали Фрейда как ученого, впервые открывшего сферу бессознательного, совершив тем самым переворот в науке. Однако такие представление далеки от истинного положения вещей. Фрейд ввел представление об уровнях строения психики; им было впервые рассмотрено соотношение созна ...
Кризис 6-7 лет
По мнению отечественных психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.), дошкольный и младший школьный возрасты разделяет кризис 7 лет. Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года.
Поскольку изменяется социальная ситуация развития (т.е. система отношений), ребенок оказывается на границе нового возрастного период ...