Основные виды внимания
Страница 1

По характеру происхождения и средствам осуществления различают три основных вида внимания:

ü произвольное;

ü непроизвольное;

ü послепроизвольное.

Много усилий было положено нашими психологами для решения вопроса о классификации видов внимания. Начало этой важной работы находим в исследованиях В.М. Бехтерева, который еще в 20-х годах предложил разделить внимание на внешнее и внутреннее, исходя из того, что оно может быть вызвано внешними раздражителями и быть организовано внутренней речью.

М.Ф. Добрынин уточнил и детализировал классификацию видов внимания на основе характера деятельности человека. Исходя из этого критерия, он выделяет пассивное, непроизвольное внимание, и активное, произвольное, а также послепроизвольное внимание. Такое разделение внимания на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное стал общепринятым в психологии. Эти виды внимания одновременно является и степенями ее развития. Генетически первично непроизвольное внимание. Она возникает и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Непроизвольное внимание вызывается такими свойствами действующих раздражителей, как интенсивность, новизна, внезапность, эмоциональная окрашенность и т. д. Непроизвольным называют такое внимание, как складывается в ходе взаимоотношений человека со средой кроме ее сознательного намерения. Первоначально оно возникает как, безусловно-рефлекторное, явление, вызванное влиянием тех или иных внешних агентов, в развитие жизнедеятельности человека оно усложняется, становится условно-рефлекторным явлением, вызывается раздражителями, которые приобрели для человека значение определенных сигналов.

Существуют некоторые общие сведения раздражителей, благодаря которым они легко обращают на себя внимание человека. Таковы внезапность появления объекта, сила его влияния, умение его интенсивности и положения в пространстве, соотношение его с фоном, на котором он выступает, и др. Как бы ни были заняты учащиеся интересным уроком в классе, но внезапное открытие дверей и появление нового лица во время урока привлекут к себе их внимание. Чем сильнее, резче звук или световой раздражитель, тем больше он обращает на себя внимание. Если объект действует длительно и непрерывно. Он становится менее заметным, чем объект, интенсивность действия которого меняется. Подвижные объекты больше привлекают внимание, чем неподвижные. Внезапное ослабление или исчезновение раздражителя становится объектом внимания. Так, снижение голоса учителя во время урока, временное его затихания мобилизует внимание учащихся.

По мнению А.Г. Маклакова мы внимательны к тому, что нас не безразлично, что имеет для нас сигнальное, жизненное значение. Интерес вызывает то, в чем у нас есть потребность, что отвечает нашим интересам, что, активизируя следы прошлых впечатлений, возбуждает и поддерживает нашу познавательную и всякую другую деятельность. То, что вызывает эту деятельность, становится предметом внимания.

Непроизвольное внимание является генетически первоначальным степенью внимания в ее историческом и индивидуальном развитии. На ее основе возникает произвольное внимание. Произвольным называют внимание, сознательно направляется и регулируется личностно. В своих развитых формах – это волевое внимание. Непроизвольное внимание иногда называют пассивным, а произвольное – активным. Такая характеристика этих видов внимания нечеткая. В то время как в невольном виде проявляется зависимость активности человека от непосредственного воздействия внешних объектов, в произвольном виде эта активность более опосредованно следами прошлых впечатлений, имеющимися у человека системами временных нервных связей.

По мнению П.Я. Гальперина произвольное внимание возникло исторически в процессе трудовой деятельности человека. Труд всегда направляется более или менее отдаленной целью, которая достигается через целый ряд ближайших целей. Достижение такой цели исключает умение сосредоточиваться на ней, отворачиваться от побочных стимулов, преодолевать не только внешние, но и внутренние препятствия и направлять свои усилия на выполнение отдельных этапов трудового процесса. Как бы они сами по себе были и некрасивые, контролировать этот процесс. Чем отдаленные цели и сложный путь ее достижения, менее привлекательна сама работа, тем больше требования ставит она к произвольному вниманию. Необходимость в таком внимании возникает также при наличии стимулов. Что уводят человека от задачи. Чем больше внешних и внутренних препятствий встречаются человеку в процессе решения задачи, тем больше усилий нужно с ее стороны для поддержания в нужном направлении. Эти усилия возможны только там, где достаточно сильные мотивы, побуждающие ее стремиться к достижению отдаленной цели, а именно:

Страницы: 1 2


Примеры личностных деструкций. Агрессивность
Агрессивность, как свойство личности, является социально приобретенным продуктом социализации. Отдельные врожденные характеристики (тип высшей нервной деятельности, гормональный статус и т.д.) в процессе развития могут оказывать влияние на формирование этой черты личности и порой существенное, но не являются определяющими. Согласно сов ...

Теория детского эгоцентризма
Итак, концепция детского эгоцентризма занимает как бы место центрального фокуса, в котором перекрещиваются и собираются в одной точке нити, идущие от всех пунктов. С помощью этих нитей Пиаже сводит к единству все многообразие отдельных черт, характеризующих логику ребенка и превращает их из бессвязного, неупорядоченного, хаотического мн ...

Методы изучения внимания у младших школьников. Диагностические методики по изучению развития внимания у младших школьников
Очевидно, что уровень развития младших школьников –интеллектуальный, моральный, межперсональный значительно отличает их от взрослых. Причем в рамках младшего школьного уровня можно дифференцировать уровень психического развития шестилетнего ребенка и уровень развития учащегося 4 класса, как стоящие на различных ступенях онтогенеза многи ...