Основные виды внимания
Страница 2

- осознание необходимости выполнить задание,

- сильный интерес к результату его выполнения,

- предвидение последствий его неисполнения, чувство долга и др.

Данную точку зрения разделяет и С.Л. Рубинштейн, по его мнению, произвольное внимание исторически возникло в процессе общения человека с другими людьми. У ребенка оно часто возникает в процессе общения со взрослыми. Необходимым его условием является овладение языком, с помощью которого осознается цель, возникает сознательное намерение личности быть внимательным в определенном направлении, осуществляется контроль за деятельностью. Произвольное внимание человека возникает из непроизвольного в связи с образованием систем обобщенных связей. Здесь непроизвольное превращается в произвольное, но достигается это с помощью второй сигнальной системы. веб займ

В трудах П.И. Зинченко П.И. дается основание, что между непроизвольным и произвольным вниманием существуют взаимосвязи и взаимопереходы. Не только произвольное внимание возникает из непроизвольного, но и произвольное становится непроизвольным. Последнее возникает в связи с изменениями в мотивации деятельности. Так ученик принимает задания учителя, руководствуясь осознанием необходимости его выполнить и берется за работу, хотя само содержание работы сначала не привлекает его. Однако в процессе выполнения задания он получает результаты, которые его заинтересовывают. Возникает непосредственный интерес к содержанию задания, под влиянием которого изменяется внимание. Такое внимание называют вторичным непроизвольным, или последовательным вниманием. Последовательное внимание отличается от первоначальной самопроизвольной тем, что оно является заведомо контролируемым. Контроль этот проявляется в общем стремлении данной деятельности и в превращении тех отклонений внимания, возникающие в ходе выполнения данной деятельности.

Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное - тесно взаимосвязаны, и порой переходят друг в друга. Чаще, садясь за чтение необходимой литературы или прослушивания учебной лекции, требуется сначала определенное усилие, чтобы сконцентрироваться на проблеме. Но происходит так, что с течением времени, увлекаетесь работой уже не чувствуется никакого напряжения, не отправляется никаких волевых усилий для поддержания внимания. По происхождению и наличием сознательной цели, которая сохранилась, оно напоминает произвольное, а по характеру деятельности, по яркости и по тому, что он не утомляет человека, - непроизвольное внимание. Психолог Н.Ф. Добрынин назвал этот вид внимания послепроизвольным.

О послепроизвольном внимании следует говорить тогда, когда в целенаправленной деятельности для личности интересными и значительными становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат, как при произвольной виду. В этом случае деятельность так захватывает человека, что ему становятся не нужны заметные волевые усилия для поддержания внимания. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной и высокой сосредоточенностью, с ней обоснованно связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, высокую производительность всех видов труда.

Страницы: 1 2 


Суть, подходы, цели арт-терапии
Привлекательность метода арт-терапии состоит для современного человека в том, что этот метод в основном использует невербальные способы самовыражения и общения. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие. ...

Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития. Общее понятие о деструктивном развитии личности
В процессе развития личности имеют место процессы, которые можно обозначить как деструктивные. Наличие деструктивных элементов в структуре личности не есть патология, но существенно затрудняет процессы адаптации, сотрудничества, взаимодействия. Предложенная концепция психического здоровья личности в значительной степени учитывает и соц ...

Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста. Понятие возраста
Возраст - одна из фундаментальных и сложных категорий возрастной психологии. Самое общее, формальное определение возраста имеет два значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст. 1. Абсолютный (календарный, или хронологический) возра ...