Основные виды внимания
Страница 2

- осознание необходимости выполнить задание,

- сильный интерес к результату его выполнения,

- предвидение последствий его неисполнения, чувство долга и др.

Данную точку зрения разделяет и С.Л. Рубинштейн, по его мнению, произвольное внимание исторически возникло в процессе общения человека с другими людьми. У ребенка оно часто возникает в процессе общения со взрослыми. Необходимым его условием является овладение языком, с помощью которого осознается цель, возникает сознательное намерение личности быть внимательным в определенном направлении, осуществляется контроль за деятельностью. Произвольное внимание человека возникает из непроизвольного в связи с образованием систем обобщенных связей. Здесь непроизвольное превращается в произвольное, но достигается это с помощью второй сигнальной системы.

В трудах П.И. Зинченко П.И. дается основание, что между непроизвольным и произвольным вниманием существуют взаимосвязи и взаимопереходы. Не только произвольное внимание возникает из непроизвольного, но и произвольное становится непроизвольным. Последнее возникает в связи с изменениями в мотивации деятельности. Так ученик принимает задания учителя, руководствуясь осознанием необходимости его выполнить и берется за работу, хотя само содержание работы сначала не привлекает его. Однако в процессе выполнения задания он получает результаты, которые его заинтересовывают. Возникает непосредственный интерес к содержанию задания, под влиянием которого изменяется внимание. Такое внимание называют вторичным непроизвольным, или последовательным вниманием. Последовательное внимание отличается от первоначальной самопроизвольной тем, что оно является заведомо контролируемым. Контроль этот проявляется в общем стремлении данной деятельности и в превращении тех отклонений внимания, возникающие в ходе выполнения данной деятельности.

Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное - тесно взаимосвязаны, и порой переходят друг в друга. Чаще, садясь за чтение необходимой литературы или прослушивания учебной лекции, требуется сначала определенное усилие, чтобы сконцентрироваться на проблеме. Но происходит так, что с течением времени, увлекаетесь работой уже не чувствуется никакого напряжения, не отправляется никаких волевых усилий для поддержания внимания. По происхождению и наличием сознательной цели, которая сохранилась, оно напоминает произвольное, а по характеру деятельности, по яркости и по тому, что он не утомляет человека, - непроизвольное внимание. Психолог Н.Ф. Добрынин назвал этот вид внимания послепроизвольным.

О послепроизвольном внимании следует говорить тогда, когда в целенаправленной деятельности для личности интересными и значительными становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат, как при произвольной виду. В этом случае деятельность так захватывает человека, что ему становятся не нужны заметные волевые усилия для поддержания внимания. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной и высокой сосредоточенностью, с ней обоснованно связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, высокую производительность всех видов труда.

Страницы: 1 2 


Функции затруднения
Позитивная функция затруднения (по А.К. Марковой) имеет два значения: а) индикаторное (привлечение внимания к проблеме); б) стимулирующее, мобилизующее (активизация деятельности при анализе и преодолении затруднений, приобретение опыта). Показательна в этом плане двойственность позиции относительно ошибки как следствия неадекватного ...

Основные виды внимания
По характеру происхождения и средствам осуществления различают три основных вида внимания: ü произвольное; ü непроизвольное; ü послепроизвольное. Много усилий было положено нашими психологами для решения вопроса о классификации видов внимания. Начало этой важной работы находим в исследованиях В.М. Бехтерева, который е ...

0собенности взаимоотношений в системе "тренер — спортсмен" "спортсмен — спортсмен"
Взаимоотношения — специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность одновременного или отсроченного ответного личностного отношения. В спортивной группе различают два вида взаимоотношений: "спортсмен — спортсмен" и "тренер — спортсмен" (первый вид — горизонтальный уровень, второй — верти ...