Напряженные ситуации педагогической деятельности
Страница 6

Инфо по психологии » Психологическое здоровье учителя » Напряженные ситуации педагогической деятельности

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош.

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

Вы тоже иногда, чтобы успокоить себя, если невозможно достичь желаемого, говорите: «Не очень-то и хотелось!»

Психологическая самозащита дает лишь временное ощущение благополучия Я-концепции, успокаивает чувство вины и совести. Она не делает нас лучше, закрепляет наши недостатки. В действительности это способы подсознательной самомаскировки, самообмана, ложной защиты. Необходимо иметь смелость и мужество перед самим собой, чтобы разглядеть их в себе и устранить.

Существуют следующие разновидности непроизвольного реагирования человека на внешние воздействия и изменения обстоятельств:

- эмоциональные реакции, выражающие переживание человеком этих воздействий;

- изменение психического состояния;

- возбуждение сознания: возникновение образов, мыслей, оценочных суждений;

- те или иные активные действия личности (поведение и поступки).

Эмоциональные реакции личности могут быть адекватными, т.е. соответствующими общепринятым правилам поведения и нормам физического и психического здоровья, и неадекватными, т.е. не соответствующими, не соизмеримыми с величиной и характером внешних воздействий, выходящими за пределы общепринятых норм. Неадекватные эмоциональные реакции возникают в ситуациях повышенной напряженности (усталость, болезнь), при неудачах в делах или личной жизни, межличностных конфликтах. Самые сильные, трудноуправляемые, наиболее «строптивые» эмоции – аффекты, страхи, страсти, обида, зависть, стрессы.

В последнем случае и необходимы средства и методы произвольной (сознательной) саморегуляции, - укрощение «строптивых» эмоций.

Произвольная саморегуляция

. В эмоциях и чувствах отражается то, что привлекает или отталкивает человека, чего он боится, чему радуется и что его печалит, как он относится к явлениям общественной жизни и к социальным ценностям (гражданским, нравственным, эстетическим), которые существуют в обществе.

Стресс, дистресс

Эмоциональная жизнь человека может быть порой так насыщена, что наступает перегрузка нервной системы – стресс. Он выражается в потере управления своим поведением, неадекватной оценке окружающего, болезненных реакциях. Для стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой вы столкнулись.

Стресс

это нервно-эмоциональное напряжение, превышающее способности организма к адекватному ответу на какие-то экстремальные воздействия.

В современном мире стресс превратился в один из основных источников заболеваний человека.

Какие действия и ситуации приводят к нервно-эмоциональному напряжению и стрессу?

- все виды конфликтных ситуаций;

- обвинения, особенно несправедливые, высказанные в оскорбительной, грубой форме;

- неожиданные, психологически неприемлемые приказы, распоряжения;

- нагромождение всевозможных дел и дефицит времени на их выполнение;

- личные неблаговидные поступки;

- разочарование в людях, в работе, в ранее принятой позиции, в ранее отстаиваемых подходах и установках;

- длительное ожидание чего-либо, в связи с этим перевозбуждение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Причины конфликта.
Отметим, что из всей типологии конфликтов нас интересуют те, что проходят на социально - психологическом и отчасти индивидуально- психологическом (личностном) уровне. В первом случае исследуются психологические механизмы осознания противоречивых ценностей, норм, ориентаций и целей индивидов и групп в процессе их совместной деятельности, ...

Концепция развития памяти
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет стольк ...

Психология деятельности тренера
Структура педагогической деятельности тренера включает в себя следующие элементы: мотивация — средства — результат. Мотивация включает в себя потребность, мотивы, направленность, ценностные ориентации. Для успешно работающих тренеров характерна высокая выраженность следующих показателей мотивации: - потребности в профессиональной дея ...