Напряженные ситуации педагогической деятельности
Страница 5

Инфо по психологии » Психологическое здоровье учителя » Напряженные ситуации педагогической деятельности

Часто их действия мешают сознательным и целенаправленным решениям. Представление об окружающих условиях, даже картину мира человек бессознательно приспосабливает к своему «Я» вместо того, чтобы самому приспосабливаться к постоянно меняющимся внешним условиям.

Бегство

Простейшая автоматическая защита – бегство, уход от проблемы. В тех случаях, когда мы не в состоянии реально защитить себя от страданий, переживаний, внутреннего дискомфорта, мы склонны отвести их от себя, отказаться от восприятия внешних факторов, вести себя так, словно проблемы не существует.

Пример. Ребенок прячет голову под одеялом – реальность для него перестает существовать. Так и мы: проходим мимо нищего калеки – и стараемся не думать о его несчастье.

Вытеснение (подавление)

Стремление уйти из неприятной ситуации часто выражается в неосознанном, но направленном забывании, которое принято называть вытеснением. Можно забыть имена, события, обидные высказывания, воспоминания о которых причиняет страдание. В результате вытеснения страдание (тревога) устраняется из поля сознания в сферу бессознательного.

Пример. В перестрелке во время боевых действий психика солдата, защищая себя от стресса, может «забыть» об опасности.

Проекция

Если механизмы вытеснения не срабатывают, могут включаться механизмы проекции. Человек переносит (бессознательно) свои сознательно неодобряемые, нежелательные мысли и чувства на другого человека. Приписывание другим (внешним объектам) собственных свойств и является проекцией.

Пример. Решив, что другие тоже лживы и ленивы, мы перестаем страдать, и несоответствие между Я-концепцией и моими реальными проявлениями (ложь или лень) переживается менее мучительно.

Проявление (вымещение)

Иногда незначительная причина (ирония, намек, просто случайное слово, действие со стороны окружающих) вызывает неожиданно бурные эмоции (слезы, гнев, активные вербальные и физические поступки). Это и есть проявления – неадекватная реакция на почве когда-то подавленных потребностей, неразрешенных проблем, неприемлемых качеств или черт характера личности.

Пример. Вы возмущаетесь до глубины души, когда кто-то получает незаслуженную (а иногда – и заслуженную) похвалу, награду. Это происходит из-за недооценки другими вашей потребности в признании ваших заслуг, что и проявляется в вашем возмущении.

Механизм вымещения лежит в основе различного рода асоциальных поступков. Однако, разумно использованный, он может помочь избежать худшего. Так, в японских фирмах специально ставят чучело начальника, чтобы подчиненные могли вымещать на нем негативные чувства по отношению к своему патрону, не причиняя никому вреда.

Рационализация

Этот способ защиты представляет «удобное» объяснение своих неудач, поступков. МЫ прибегаем к такой «рационализации» намного чаще, чем думаем. Курильщик занижает вред от курения, чтобы оправдать свое самоотравление и отравление окружающих; авторитарный руководитель, манипулируя людьми, склонен себе приписывать мотивы принесения им блага; лентяй обязательно находит оправдание своей лени.

Вот как описал И.А. Крылов действие механизма рационализации в басне «Лиса и виноград»:

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись,

А кисти сочные как яхонты горят;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9



Наименование шкалы Коэффициент корреляции (r) Уровень значимости (L)   Справедливый 0.79 0   Надежный 0.84 0   Добрый 0.84 0   Сильный 0.79 0   Ловкий 0.75 0   Веселый 0.52 0.0075   Готов помочь 0.75 ...

Сущность понятия «культура профессионального мышления учителей» и особенности ее проявления в структуре педагогической деятельности
В работах современных философов, педагогов и психологов исследование мышления конкретизировано до выделения профессиональных типов. Так, говорят о «педагогическом» мышлении учителя, о «техническом» мышлении инженера, техника и т.д. На базе этой универсальной способности, на наш взгляд, формируется культура мышления как часть целостной к ...

Базальная потребность возраста
Базальная потребность – уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания ("Я открыт для понимания, если уверен, что ме ...