Напряженные ситуации педагогической деятельности
Страница 7

Инфо по психологии » Психологическое здоровье учителя » Напряженные ситуации педагогической деятельности

Дистресс.Если напряженность не очень велика и не связана с очень неприятными обстоятельствами, то стресс не вреден. Вреден дистресс

сильный стресс, связанный с неприятными обстоятельствами.

Вреден и еще один вид стресса – депрессия

, возникающая в результате накопления стрессовых факторов, а также как следствие заболеваний (соматических, нервных, психических), интоксикаций (алкоголь, наркотики, промышленные яды, лекарства), гормональных изменений.

Депрессиясостояние пониженной психологической активности, пессимизма, снижения побуждений, заторможенности движений.

Признак депрессии – снижение настроения, проявляющееся в грусти, печали, унынии, угнетенности, скорби, тоске и тревоге, падении общего тонуса, вялости.

Способствуют стрессам длительные, не дающие покоя эмоции, например, обида, зависть, несправедливость, отсутствие возможностей удовлетворить потребности самовыражения, самоутверждения, самореализации.

Обида –

обманутая претензия на то, что поведение другого человека должно соответствовать вашим взглядам и намерениям. Обида появляется как воображаемое унижение ваших «Я». Это плод ваших умственных сравнений: ожидаемого поведения и реального поведения другого. Например, вы ждете, что подруга пригласит вас на свой день рождения, но ваши ожидания не подтвердились, подруга отпраздновала день рождения без вас. Появляется состояние дискомфорта, которое и называют «обидой».

Заметьте, что мы обижаемся на тех, кого считаем зависимыми от нас, кого любим такой любовью, которая не признает любого свободным, а программирует его поведение. Ваш лучший друг выступил против вас на собрании, грубо задел ваши недостатки при других. Ваша подруга уехала в воскресенье с какой-то компанией и ничего вам не сказала. Наконец, обидеть могут окружающие, учителя, родители.

Как преодолеть обиду

Анализ ситуации. Чаще всего обида бывает необоснованной. Чтобы выйти из этого состояния, прежде всего необходимо проанализировать ситуацию.

А почему другой должен действовать в соответствии с вашими ожиданиями, а не самостоятельно? Почему в этой ситуации другой должен жить по вашим правилам (не говорить о вас правду; проводить воскресенье так, как вам хочется)? В какой мере оправданы ваши ожидания? Попытались ли вы понять действия другого (Почему друг выступил на собрании? Чем интересна и важна для подруги эта поездка?)? Не проявляете ли вы себя эгоистом?

Извинение. Если в результате анализа ситуации вы пришли к выводу о том, что вы были не правы, эгоистичны – вам надо признать это, извиниться.

Прощение. Если все-таки обидное, неправильное поведение обидчика не находит оправдания, надо попытаться простить его, приняв обстоятельства такими, какие они есть. Обида, демонстрация эмоции обиды блокирует общение, взаимодействие, ведет к собственному одиночеству.

Месть. Обида может быть нанесена экстремистскими средствами – оскорблением, предательством. В этом случае ответной реакцией часто выступает гнев, желание отомстить, зверь Я-оно

так и просится наружу. Его надо остановить самоприказом, проявить самообладание. Одержанная над собой, своим внутренним зверем победа важнее мнимого «удовлетворения местью». Обидчик будет наказан больше всего вашим умением владеть собой, с достоинством игнорировать недостойное поведение партнера.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Основные принципы логопедической работы
Система логопедических воздействий может быть сформулирована в виде следующих положений. 1. Логопедическая работа должна проводиться с учетом личности логопата, как ее отрицательных сторон, которые должны быть перевоспитаны, так и положительных, которые должны быть использованы в процессе компенсации; в частности, учитывая взаимообусло ...

Комплименты
Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу. ...

Этика делового общения
Этика делового общения - совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Этические механизмы делового общения базируются на ритуалах, обычаях, традициях. ...