Социально-психологические аспекты межличностных отношений в сфере физической культуры и спорта. сихологические особенности межличностных отношений в группе
Страница 3

Инфо по психологии » Управление процессом формирования команды волейболисток » Социально-психологические аспекты межличностных отношений в сфере физической культуры и спорта. сихологические особенности межличностных отношений в группе

Рассмотренные выше психологические факторы общения характеризуют межличностные отношения с позиции отдельного субъекта, конкретного человека, хотя и проявляющиеся в совместной деятельности. Совершенно очевидно, что общение, межличностные отношения в группе знакомых людей иное, нежели в группе совершенно незнакомых. То же самое можно сказать и о численности групп: общение с группой в 100 человек и общение трёх человек также. различны. Наконец, есть и иная сторона общения. Сравните общение с директором и общение с другом или подругой, общение в спортивной команде и общение в семье. Рассмотрим основные критерии, используемые психологами для характеристики факторов межличностных отношений в различных группах.

Бывают условные и реальные группы:

Условные группы иногда называют статистическими, поскольку отнесение людей к той или иной группе чаще всего предпринимаются с некоторыми исследовательскими, описательными задачами, а люди, включённые в эти группы, могут ничего не знать друг о друге. Например, это группы по демографическим, национальным, этническим признакам.

Реальные группы образуются в связи с временными или постоянными совместными действиями, характеризуются наличием общих целей этих действий, степенью вклада каждого члена группы в продукт совместных действий и общение по этому поводу. В реальной группе обязательно существует общение, оценка, "общий язык", обеспечивающий взаимодополнение компетентности: интеллектуальной, эмоциональной, волевой и т. п. Если механизмы общения не соответствуют задачам группы, то возможен кризис или её распад [28].

Численность группы. Практика показала, что принципиальное отличие относительно численности групп позволяет выделить две категории: большие и малые группы. Большие и малые группы могут быть случайными (болельщики на стадионе, зрители) и не случайными (специально организованными).

Оптимальной по численности для совместных действий считается для большинства случаев группа 5-9 человек. Здесь наилучшим образом используются возможности проявления как групповой, так и индивидуальной психики. В большинстве случаев спортивные команды насчитывают от 2 до 15 человек.

Большие группы — это группы с численностью более 40 человек. Психология больших групп (более 40 человек) изучается сравнительно недавно. Объектом изучения являются традиции, права, обычаи, психические особенности, специфика использования и воздействия средств массовой коммуникации, транспорта и т. п.

Малые группы — это группы от 2 до 40 человек. Группы два человека считаются особыми и не всегда включаются как объекты изучения межличностных отношений. Особую сторону психических явлений в малых группах составляют связи малой группы с социальным окружением. Психологически важным для характеристики малой группы считается наличие контакта с другими членами группы. Формирование успешной спортивной команды из двух человек — одна из трудных задач спортивной психологии [23].

Формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) группы отличаются закреплением отношений. Как правило, для формальных групп характерно документальное оформление взаимных обязательств, списочного состава и т. п. При этом может случиться так, что человек входит в группу, но не поддерживает её норм, ценностей. для него данная группа является лишь группой членства. А другая группа, интересы, нормы, взгляды и ценности которой он поддерживает, является для него референтной.

По степени организованности действий группы разделяют на диффузные, ассоциации, корпорации, коллективы.

Диффузные группы характеризуются наличием целей, никак не связанных с совместной деятельностью, но имеющие возможность установления контактов благодаря совпадению времени и места своих действий.

Ассоциации — группы людей, у которых совпадает род занятий, располагающий предпосылками для будущей совместной деятельности. Обычно такие группы создаются в начале обучения.

Корпорации — замкнутое на самом себе объединение людей, построенное на взаимных интересах каждого из его членов. Состав группы необходим и достаточен для решения определённых личных интересов каждого.

Коллективы — группы людей, организованных и сплочённых ради совместной деятельности с отчётливыми социально значимыми мотивами (трудовые, учебные, спортивные, творческие, научные и т.п.) и отличающиеся добровольным принятием этих мотивов [28].

Страницы: 1 2 3 4


Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в школе
В отрочестве, как и в детстве, подросток продолжает посещать школу. Однако в отрочестве меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимо ...

Последствия конфликтов. Функциональные последствия конфликта.
1. Проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут чувствовать свою причастность к решению проблемы, что является мотивирующим фактором. Это устранить или сведет к минимуму трудности в осуществлении решений: враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. 2. Стор ...

Общая психологическая подготовка. Помощь в избавлении от вредных привычек
Вредных привычек, от которых каждый из нас хотел бы избавиться достаточно много, но в спортивной деятельности наиболее остро стоит вопрос об избавлении от курения. Современная прикладная психология накопила некоторый опыт помощи желающим избавиться от вредных привычек. Но работа с такими людьми требует специальной подготовки (например, ...