Методы и организация исследования. Методы исследования

Инфо по психологии » Управление процессом формирования команды волейболисток » Методы и организация исследования. Методы исследования

Решение поставленных задач определило выбор следующих методов исследования:

1) Теоретический анализ и обобщение литературных источников.

2) Педагогическое тестирование.

3) Социометрический метод.

4) Педагогический эксперимент.

5) Методы математической статистики.

Теоретический анализ и обобщение данных литературных источников осуществлялось преимущественно в начале собственных исследований. При этом уделялось внимание социально-психологическим аспектам межличностных отношений в сфере физической культуры и спорта, в частности рассматривались психологические особенности межличностных отношений в спортивной группе, психологический климат, взаимоотношения в системе "тренер-спортсмен", "спортсмен-спортсмен".

При проведении педагогического тестирования нами были использованы следующие методики:

1. Личностный опросник Айзенга (форма А), направленный на выявление типов темперамента, представляет собой вариант опросной методики, сущность которого составляет определение выборов из 57 вопросов ("да" или "нет"). Доминирующие свойства темперамента определялись по двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма [6, 32].

2. Опросник К. Томаса, направленный на изучение предрасположенности человека к конфликтным взаимоотношениям в совместной деятельности. Применялся тест, состоящий из 60 су>кдений сгруппированных в 30 пар. Чтобы определить к какому типу поведения склоняется испытуемый, ему предлагается, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний, выбрать то из них, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения [6].

3. Для определения истинной мотивационной формулы агрессивности, использовался тест — опросник, состоящий из 75 утверждений, на которые испытуемые отвечают "да" или "нет". Ответы оцениваются по 8 шкалам: физическая агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Индекс враждебности включает в себя 5 и б шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7 [32].

4. Стиль руководства.

Для определения стиля руководства тренера, мы использовали тест "Стили руководства" С.И. Ильина, состоящий из 40 вопросов.

Социометрический тест предназначен для изучения особенностей межличностных взаимоотношений, образующих так называемую социально-психологическую структуру группы и предназначен для решения

следующих задач:

а) измерение степени сплоченности в группах;

Индекс групповой сплоченности:

где — сумма взаимных выборов, сделанных членами группы.

— максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.

= n (n-1), где n - число членов в изучаемой группе.

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (звезды, лидеры, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований;

В процессе педагогического эксперимента, нами были изучены особенности межличностных взаимоотношений среди спортсменок волейболисток (10-12 лет) в тренировочном процессе. Разработан и внедрен план воспитательной работы по сплочению спортивной команды, даны рекомендации тренеру и спортсменкам.

Важным условием педагогического эксперимента было сравнение результатов педагогического тестирования на начальном и заключительном этапах.

Математическая статистика применялась для обработки цифрового материала, полученного в результате исследования. При этом определялись следующие параметры:

М - средняя арифметическая;

G - размах варьирования

m - средняя ошибка среднего арифметического;

Определение перечисленных параметров осуществлялось с достаточной точностью согласно известным методам статистической обработки.

В ходе статистического анализа социометрического исследования устанавливались критические значения количества выборов, границы доверительного интервала, за пределами которого полученные выборы можно считать статически достоверными.


Выводы
1. Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника и учебную мотивацию. 2. Учебная деятельность становится ведущей. 3. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление, он создает необходимую базу для своего последующего обучения. 4. От учебной ...

Шкала явной тревожности для детей CMAS
Методика Была разработана американскими психологами A. Castaneda, B.R. McCandless, D.S. Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж.Тейлора (1953), предназначенной для взрослых. В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М. Прихожан. Предмет диагностики: Выявление тревож ...

Оптическое воздействие цвета.
К этому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синий, т.к. в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляе ...