Лекция по психологии для учителей 1–2 классов средней школы
Страница 1

Инфо по психологии » Преподавание истории психологии » Лекция по психологии для учителей 1–2 классов средней школы

Краткая аннотация

Сегодня ни у кого нет сомнения, что большая часть проблем возникающих в здоровье и жизни человека носит психологический характер. Поэтому практическая опора на психологические знания в их разрешении очень актуальна. Особенно это важно в процессе педагогической деятельности.

Проблема охраны психического здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования.

С данной целью разработана лекция, направленная на повышение психологической грамотности педагогов.

Тема лекции:

«Адаптация и дезадаптация младшего школьника».

Задачи лекции:

1. Показать педагогам возрастные особенности и психологические новообразования личности первоклассника, особенности его адаптации в данный период;

2. Раскрыть причины дезадаптации младших школьников и пути грамотной психолого-педагогической помощи ребенку на данном этапе развития личности;

3. Создание базы данных эффективных методов и приемов для педагогов, направленных на помощь в адаптации ученика 1–2 класса.

Основная целевая группа проекта

: педагоги общеобразовательной средней школы №18 г. Пинска. Ожидаемые результаты имеют длительную направленность. Достижения будут ощутимы для педагогов, а так же для учащихся школы и их родителей.

Оборудование:

эпипроектор с заранее заготовленными демонстрационными карточками, раздаточный материал с описанием методик работы.

План лекции:

1. Организационный момент;

2. Сообщение темы и целей лекции;

3. Основной этап лекции:

3.1 Вступительное слово;

3.2 Проблема адаптации детей;

3.3 Причины дезадаптации;

3.4 Диагностика процесса адаптации;

3.4.1 Программа обследования;

3.4.2 Анализ детских рисунков;

3.4.3 Анализ анкет;

3.4.4 «Беседы о школе»;

4. Игра для педагогов;

5. Обмен опытом;

6. Рефлексия занятия.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей лекции

Сегодня мы с Вами поговорим о важнейшем жизненном этапе первоклашек, попробуем понять, в какой помощи нуждаются наши младшие школьники, и как Вы, педагоги, можете им непосредственно помочь.

Поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования. Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации /семья, дошкольные учреждения/, атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к целостной его личности, и прежде всего, к ее социально-психическому уровню.

Знакомство с теоретическими аспектами проблемы необходимо для формирования концептуальных представлений о сущности феномена школьной адаптации и дезадаптации для выбора соответствующих методических приемов к ее профилактике, диагностике и коррекции.

3. Основной этап лекции

В течении всей лекции психолог постоянно должен вовлекать педагогов в процесс общения, беседы, соучастия.

3.1 Вступительное слово

– Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6–7 до 9–10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте».

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Возникновение самосознания
Механизмом, способствующим психологическому отделению ребенка от родителей, является самоидентификация. Самоидентификация в раннем детстве имеет несколько последовательно возникающих явлений: идентификация со своим именем, половая идентификация, идентификация со своим внешним образом. Первые представления о себе возникают у ребенка к г ...

Этапы посвящения
«Сын женщины — всего лишь тень мужчины». Слова Шекспира хорошо прочувствовали большинство патриархальных ритуальных обществ. «Заражение» мужчины женщиной, в частности, сына матерью, - это старое навязчивое мнение можно встретить и в XVIII веке у Руссо, и среди американских морских пехотинцев, и в племенах Новой Гвинеи. Везде царит идея, ...

Волевая сфера у подростков с девиантным поведением
Наиболее значимыми в структуре девиантной личности подростка являются не интеллектуальные, а эмоционально-волевые особенности. Наиболее существенными признаками девиантности поведения у подростков является эмоционально-волевая незрелость, которая выражается в несамостоятельности, повышенной внушаемости, стремлении к получению удовольст ...