Лекция по психологии для учителей 1–2 классов средней школы
Страница 1

Инфо по психологии » Преподавание истории психологии » Лекция по психологии для учителей 1–2 классов средней школы

Краткая аннотация

Сегодня ни у кого нет сомнения, что большая часть проблем возникающих в здоровье и жизни человека носит психологический характер. Поэтому практическая опора на психологические знания в их разрешении очень актуальна. Особенно это важно в процессе педагогической деятельности.

Проблема охраны психического здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования.

С данной целью разработана лекция, направленная на повышение психологической грамотности педагогов.

Тема лекции:

«Адаптация и дезадаптация младшего школьника».

Задачи лекции:

1. Показать педагогам возрастные особенности и психологические новообразования личности первоклассника, особенности его адаптации в данный период;

2. Раскрыть причины дезадаптации младших школьников и пути грамотной психолого-педагогической помощи ребенку на данном этапе развития личности;

3. Создание базы данных эффективных методов и приемов для педагогов, направленных на помощь в адаптации ученика 1–2 класса.

Основная целевая группа проекта

: педагоги общеобразовательной средней школы №18 г. Пинска. Ожидаемые результаты имеют длительную направленность. Достижения будут ощутимы для педагогов, а так же для учащихся школы и их родителей.

Оборудование:

эпипроектор с заранее заготовленными демонстрационными карточками, раздаточный материал с описанием методик работы.

План лекции:

1. Организационный момент;

2. Сообщение темы и целей лекции;

3. Основной этап лекции:

3.1 Вступительное слово;

3.2 Проблема адаптации детей;

3.3 Причины дезадаптации;

3.4 Диагностика процесса адаптации;

3.4.1 Программа обследования;

3.4.2 Анализ детских рисунков;

3.4.3 Анализ анкет;

3.4.4 «Беседы о школе»;

4. Игра для педагогов;

5. Обмен опытом;

6. Рефлексия занятия.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей лекции

Сегодня мы с Вами поговорим о важнейшем жизненном этапе первоклашек, попробуем понять, в какой помощи нуждаются наши младшие школьники, и как Вы, педагоги, можете им непосредственно помочь.

Поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования. Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации /семья, дошкольные учреждения/, атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к целостной его личности, и прежде всего, к ее социально-психическому уровню.

Знакомство с теоретическими аспектами проблемы необходимо для формирования концептуальных представлений о сущности феномена школьной адаптации и дезадаптации для выбора соответствующих методических приемов к ее профилактике, диагностике и коррекции.

3. Основной этап лекции

В течении всей лекции психолог постоянно должен вовлекать педагогов в процесс общения, беседы, соучастия.

3.1 Вступительное слово

– Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6–7 до 9–10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте».

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Концепция К. Прибрама «Голографическая модель мозга»
Особое место среди нейропсихологических концепций занимает голографическая теория Карла Прибрама, по представлениям которого вся информация (подобно оптической голограмме) распределена более или менее равномерно по коре мозга, и в каждом участке представлена информация о разных событиях. Но при этом Прибрам хранение информации и память ...

Развитие «Я-концепции» в подростковом возрасте
Действительно критическим периодом в развитии «Я-концепции» является кризис подросткового возраста. Рассмотрим его подробнее, опираясь на результаты исследования. Начнем с результатов, полученных с помощью метода попарного сравнения. Метод попарного сравнения Суть этого метода в том, что сопоставляются результаты выполнения некоторого ...

Общая психологическая подготовка. Помощь в избавлении от вредных привычек
Вредных привычек, от которых каждый из нас хотел бы избавиться достаточно много, но в спортивной деятельности наиболее остро стоит вопрос об избавлении от курения. Современная прикладная психология накопила некоторый опыт помощи желающим избавиться от вредных привычек. Но работа с такими людьми требует специальной подготовки (например, ...