Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в советской психологии.
Страница 2

Инфо по психологии » Развитие памяти у детей дошкольного возраста » Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в советской психологии.

(III опыт), несколько хуже работали с экспериментатором (I опыт) и значительно хуже — в присутствии матери и друга. Испытуемые 6-летнего возраста показали иные результаты: они почти одинаково успешно справились с заданием, общаясь с разными взрослыми; исключение составило заучивание слов при пассивном взаимодействии со сверстниками.

Более подробный анализ итоговых воспроизведений (табл. 2) свидетельствует о том, что наряду с возрастными различиями в продуктивности памяти выявились также заметные расхождения в результатах воспроизведения у мальчиков и девочек.

Как видно из табл. 2, во всех опытах девочки в обеих возрастных группах воспроизводили слов больше, чем мальчики. Однако, обнаруженная выше тенденция, а именно то, что результаты запоминания зависят от личностной значимости присутствующего партнера, проявляется у испытуемых обоих полов.

В ходе качественного анализа были рассмотрены особенности поведения детей в разных ситуациях заучивания, отражавшие отношение детей к мнемической, репродуктивной задаче и задаче на самоконтроль.

В диаде «экспериментатор — испытуемый» (I опыт) дошкольники 4 и б лет вели себя различно. У 4-летних не наблюдалось активного желания участвовать в работе. Некоторые дети поначалу не хотели идти заниматься с малознакомым взрослым в другую комнату. Общались они с ним мало, равнодушно относились к результатам заучивания. Однако полностью от мнемической задачи не отказывались. Они нередко совмещали ее выполнение

Таблица 2

Воспроизведение слов мальчиками и девочками

Опыт

Возраст, пол детей

4 года

6 лет

девочки

мальчики

девочки

мальчики

I

8,2

6,7

10,6

8,7

II

7,3

6,4

9,7

8,6

III

8,7

7,7

10,5

8,7

IV

7,8

5,3

10,7

9,2

с самоконтролем вслух, осуществляя его лишь частично. От задачи на припоминание не отказывались, хотя отвлекались от нее довольно быстро. Для этих детей были характерны различные движения: раскачивание на стуле, скручивание подола платья, развязывание шнурков, закусывание губ, почесывание лба. Поведение 6-летних детей в этом опыте существенно отличалось от вышеописанного. В общении с экспериментатором они держались свободно, спокойно, серьезно относились к поставленным задачам. В самоконтроле некоторые из них делали много ошибок, нередко забывая об этой задаче. Однако слова они воспроизводили целеустремленно, прилагая к этому много усилий. В опыте II характер поведения детей в обеих возрастных группах резко изменился. Рассмотрим особенности поведения испытуемых в зависимости от их пола и пола партнера.

Страницы: 1 2 3 4


Развитие интеллекта человека: периоды и стадии развития
Пиаже выделяет три главных периода развития: 1. Сенсомоторный интеллект (от рождения до 1,5 лет). 2. Конкретно - операциональный (репрезентативный) интеллект (от 1,5—2 лет до 11 лет). 3. Формально-операциональный интеллект (с 11 — 12 до 14—15 лет). Каждую стадию Пиаже характеризует двояко: положительно (как результат дифференциации, ...

Техники релаксации
Наиважнейшим понятием при занятиях релаксацией является генерализация, то есть распространение эффекта релаксации. Дело в том, что несистематические и поверхностные занятия релаксацией дают лишь временный, неполный эффект. И только регулярные занятия по правильной методике приводят к стойкой генерализации эффекта — тогда у человека стой ...

Психологические факторы и характеристики преступного поведения
Биологические и социальные факторы являются детерминантами криминального поведения, интегрируясь в личностно-психологических качествах преступника, являющегося субъектом противоправного деяния. Для поведения большинства преступников характерны социально ценностная дезадаптация и дефекты саморегуляции. Доказано, что преступники отличаютс ...