Цели и задачи исследования
Страница 1

Объект

исследования: память.

Предмет

исследования: память

детей дошкольного возраста

Цель исследования:

Выявление особенности проявления образной памяти у детей дошкольников.

Задачи исследования:

1. Определение уровня развития образной памяти у дошкольников.

2. Изучение зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминаемого материала у детей шестилетнего возраста.

3. Раскрытие индивидуальных особенностей памяти у детей дошкольников.

Методика проведения исследования развития памяти

Собственно исследование состояло из двух частей.

- Определение уровня развития образной памяти у дошкольников.

- Индивидуальное тестирование

для оценки воспроизведения детьми геометрических фигур и изображения предметов.

Исследования проводились: МДОУ «Детский сад N 46» г. Тольятти. Подготовительная группа. В эксперименте принимало участие 20 детей от 4 до 6 лет. Описание методического материала и хода исследования приведено в Приложении.

Описание процедуры исследования:

Общая схема проведения исследования А следующая. Эксперимент проводился индивидуально. Перед ребенком располагалась карта, ему объясняли, обращаясь по имени:

«Я буду тебе показывать маленькие карточки, а ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте».

Ребенку по одной показывают карточки. Время экспозиции – 1 секунда. После каждого предъявления давали возможность найти такое же изображение на карте.

Общая схема проведения тестирования В такова. Эксперимент проводился индивидуально и состоял из 2 тестирований, различающихся между собой содержанием запоминаемого материала.

В первом задании использовались геометрические фигуры. Материал для эксперимента располагался хаотично, на некотором расстоянии друг от друга. При воспроизведении геометрических фигур ребенка просили нарисовать их, предлагая бумагу и фломастеры. Время экспозиции 20 секунд. Если ребенок изображал фигуры несоответствующим цветом, его спрашивали:

«Какого цвета были фигуры? Почему ты взял фломастер другого цвета?»

Во втором тестировании использовались изображения предметов. Эксперимент проводились индивидуально. Картинки для тестирования размещались хаотично, на некотором расстоянии друг от друга. Время экспозиции 20 секунд. Ребенку предлагали, обращаясь по имени:

«Внимательно посмотри на картинки, лежащие на столе, запомни, а затем назови (Все приведённые картинки и фигуры см. в Приложении8)».

Время воспроизведения не более 6 секунд.

В соответствии с поставленными задачами в ноябре 2008 года на базе МДОУ «Детский сад N 46» г. Тольятти была проведена экспериментальная часть данной работы. В группе 25 детей.

В эксперименте принимало участие 20 детей в возрасте от 4 до 6 лет. Отбор испытуемых проводился методом случайной выборки. Характеристика по полу следующая 50% мальчиков и 50% девочек.

Результаты исследования:

Для расчётов возможно использование компьютерных программ обработки данных Microsoft Excel, Statistical. Однако, в данных условиях, при столь незначительных объёмах данных, можно было рассчитать с использованием четырёх действий арифметики.

Протоколы тестирования представляли собой рабочие тетради, с предназначенными «пустографками» в табличной форме, в которых в течение экспериментов заносились данные.

См. пример протокола в Приложении 8.

Обработка результатов исследования развития образной памяти:

Обработка результатов исследования А свелась к следующим подсчётам. За верный ответ, т.е. в том случае, если ребенок показал идентичное изображение, его память оценивалась максимальным баллом – 3 балла. В том случае, если ребенок показал изображение, отличающееся деталью, его память оценивалась в 2 балла. В том случае, если ребенок показал изображение схожее лишь силуэтом и назначением, его память оценивалась в 1 балл. За неверный ответ, т.е. в том случае, если ребенок показал другое изображение, оценка его памяти минимальна – 0 баллов. Результаты экспериментатор заносил в протокол.

Страницы: 1 2


Методы изучения
Экспериментальные Изучение восприятия в науке шло экспериментальным путем. История науки знает многочисленные эксперименты, направленные на исследования свойств восприятия, закономерностей, факторов, влияющих на его продуктивность и т.д. В качестве примера приведем эксперимент американского психолога И. Колера о перестройке пространст ...

Медленная перезагрузка
Локальные находки позволяют только предположить, для чего нужен медленный и для чего быстрый сон. Медленный сон с позиций здравого смысла вроде бы более понятен. Существует гипотеза, что он нужен для восстановления организма. Можно, конечно, говорить, что организм может восстанавливаться и в состоянии покоя при включенном сознании. Но у ...

Два дома
Ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, красный, большой, а другой — маленький, черный и невзрачный. Его просят представить, что красный дом принадлежит ему и туда можно приглашать своих друзей и всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят твоей группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого поселил бы подаль ...