Ресоциализация как организованный социально-педагогической процесс
Страница 2

Этим проблемам посвящены работы С.А. Алексеева, В.Г. Бочаровой, Л.Д. Гонеева, Е.М. Данилина, Ф.С. Махова, В.Д. Семенова и других. В работах этих авторов описан практический опыт, накопленный в разных регионах страны по созданию системы социального воспитания, эффективно выполняющей превентивные функции. Весьма наглядно о больших возможностях разнообразных социально-педагогических досуговых центров в профилактике правонарушении несовершеннолетних свидетельствует опыт таких городов, как Санкт-Петербург, Киев, Волгоград, Пенза, Екатеринбург, Киров, Одесса, Тюмень, где пошли по пути расширения сети внешкольных детских учреждений и особенно специализированных подростковых клубов.

В реальной практической работе этих подростковых центров накапливается и осмысливается опыт социально-педагогической реабилитации и ресоциализации дезадаптированных подростков в педагогически организованной среде сверстников. Среди таких опытных экспериментальных площадок особый интерес для воспитательно-профилактической практики представлял уже упоминавшийся специализированный подростковый клуб имени Ф. Э. Дзержинского в Тюмени (руководитель Г. А. Нечаев), который в течение двадцати лет своего существования накопил богатый и интересный опыт по перевоспитанию "трудных" подростков (ныне клуб им. Ф. Э. Дзержинского переименован в социально-педагогический комплекс "Борей"). За это время "Дзержинец" выпустил в жизнь сотни питомцев. Около 600 из них успешно прошли службу в рядах Советской Армии, более 60 поступили в военные училища, почти столько же в педагогические вузы, более 30 служат в правоохранительных органах. За то же время прошли перевоспитание свыше 200 педагогически и социально запушенных подростков, стоящих на учете в ИДН, а также был проведен эксперимент по переориентации пяти асоциальных и криминогенных подростковых групп. Используя военно-патриотический подростковый клуб им. Ф.Э. Дзержинского в качестве базисного коллектива, выполняющего функции института ресоциализации, нами совместно с его педагогическим коллективом был осуществлен социально-педагогически и эксперимент, основной целью которого стало сравнение эффективности социально-реабилитационной работы, проводимой в форме индивидуальной психолого-педагогической поддержки, и осуществляемой путем включения социально дезадаптированных подростков в педагогически организованную среду коллектива специализированного под росткового клуба. Понятие "специализированный подростковый клуб" было введено санкт-петербургскими исследователями С.А. Алексеевым, Ф.С. Маховым, М.С. Ошеровым, которые первыми описали практический опыт перевоспитания "трудных" в условиях временных коллективов [3, 112, 135].

При этом подростковые военно-патриотические клубы, специализирующиеся на работе с трудновоспитуемыми подростками, было предложено называть специализированными. Однако, как показала экспериментальная работа С.А. Алексеева, наиболее эффективно воспитательные функции временных коллективов осуществляются в том случае, когда соотношение "трудных" и благополучных составляет 1:3 [3].

Соотношение социально дезадаптированных подростков, состоящих на учете в ИДН, в разнос время составляло от 10 до 20% от общего состава членов клуба им. Ф.Э. Дзержинского. Кроме того, следует заметить, что почти половина ребят, занимающихся в клубе, хотя и не состояли на учете, но также были из числа педагогически запущенных, то есть из числа отрицательно характеризующихся по месту учебы. Эксперимент длился в общей сложности девять лет и проходил едва этапа. Первый этап (с 1976 по 1979 гг.) можно рассматривать в качестве подготовительного, во время которого проводились пилотажные исследования, отрабатывались методики и процедура исследований, а главное, проводилась работа по формированию дееспособного коллектива" справляющегося с функциями института ресоциализации. Второй, основной этап (с 1979 по 1985 гг.) непосредственно включал в себя экспериментальную работу, выявлявшую воспитательно-профилактические возможности специализированного клуба по сравнению с индивидуальным шефством.

Как известно, социально-педагогический эксперимент служит, прежде всего, для "с равнения эффективности двух или нескольких педагогических воздействий и выбора из них оптимального варианта с точки зрения какого-либо критерия" [20,с. 100]. В этой связи, в педагогическом эксперименте важно обеспечить возможность лонгитюдных замеров, а также периодическую сравнимость результатов исследуемых педагогических воздействий и методов. Поскольку в данном случае нас, прежде всего, интересовала проблема преодоления социальной дезадаптации несовершеннолетних" решаемая двумя различными способами, в качестве единицы измерения и наблюдения были использованы рассмотренные выше диагностически значимые признаки социальной дезадаптации. Данные показатели выявлялись и фиксировались воспитателем в процессе воспитательно-профилактических работ в начале процесса ресоциализации и в конце его. При этом время наблюдения трудновоспитуемых подростков составляло 1,5 - 2 года - оптимальный срок, позволяющий судить об эффективности воспитательно-профилактических воздействий. В ходе многолетнего эксперимента ежегодно на протяжении шести лет в сентябре набиралось по две группы социально дезадаптированных подростков, состоящих на учете в ИДН, с одной из которых велась индивидуально социально-педагогическая работа силами студенческих педотрядов, а другая включалась в систему коллективных отношений подросткового клуба, выполняющего функции ресоциализирующего института, то есть специально организованной среды" где восстанавливался социальный статус и утраченные навыки социально одобряемого поведения "трудных" подростков. Всего за шесть лет под нашим научно-методическим руководством студентами - членами макаренковских педагогических отрядов осуществлялась индивидуальная социально-педагогическая работа с 301 подростком, состоящим на учете в ИДН, Из них через два года после начала индивидуальной работы у 45 подшефных подростков (15% от общего числа) наступило устойчивое улучшение поведения, учебы, позволившее снять их с учета, у половины (50%) наметилось некоторое неустойчивое улучшение, у 100 (33,3%) никаких улучшений добиться не удалось, эти подростки, по сути дела, вышли из-под контроля шефов. При этом следует отметить, что студенты, являясь слушателями макаренковского отделения ФОП Тюменского университета, в отличие от общественных воспитателей, закрепленных от предприятий, прослушали спецкурс по психолого-педагогическим проблемам предупреждения отклоняющегося поведения детей и подростков, то есть получили необходимую психолого-педагогическую подготовку и, кроме того, в процессе воспитательно-профилактической работы имели возможность получать психологические консультации и методическую помощь руководителя. Однако даже в этих более благоприятных условиях индивидуальная социально-педагогическая работа оказалась недостаточно эффективной, поскольку лишь у 15% подшефных удалось добиться устойчивого улучшения поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Мышление как вид познания
Мышление рассматривают как вид познания. Познание с психологической точки зрения предстает как создание представлений о внешнем мире, его репрезентации, модели или образа. Чтобы добраться на работу, нам нужна определенная пространственная репрезентация пути между домом и работой. Чтобы понять то, что рассказывают на лекции про войны Але ...

Возникновение психологического подхода к проблеме психического здоровья
Начало другого подхода к пониманию к пониманию психологического здоровья, как известно, было положено З. Фрейдом, который понимал многие психические нарушения как следствие внутриличностных конфликтов, которые тревожат даже здоровых людей. Он полагал, что весь спектр негативных эмоциональных переживаний (депрессия, тревожность и др.) – ...

Формирование и развитие памяти
Условно о формировании памяти можно говорить, когда потерпевший и свидетель еще не имеет определенного вида памяти или уже имеет его, но данный вид памяти у него относительно слабо развит. Направление формируется и развивается по следующим направлениям: - филогенетическое представляет собой процесс прогрессивного изменения памяти люд ...