Ресоциализация как организованный социально-педагогической процесс
Страница 6

Сравнение уровня социального развития, проведенное воспитателями-экспертами по диагностически значимым признакам социальной дезадаптации, приведено в табл. 4. Сравнительный анализ показывает:

1. Социально дезадаптированные несовершеннолетние" занимавшиеся в клубе в начальном периоде, характеризовались более значительной социальной дезадаптацией, чем те подростки, к которым были прикреплены социальные педагоги. Это отчасти объясняется тем, что, как правило, подростки с большей степенью социальной запущенности оказываются "неподдающимися", не идут на контакт с воспитателем, и индивидуальная работа в данном случае теряет свой смысл либо не способствует улучшению поведения. Однако в специализированный клуб такие подростки идут более охотно, поскольку здесь нет деления на "трудных" и благополучных, а также здесь они получают возможность заниматься сугубо мужскими видами спорта, приобретают чувство защищенности. Общая средняя оценка уровня социальной зрелости на начальный период в клубе составила 29, 1 балла, а у подростков, за которыми были закреплены воспитатели - 41, 8 балла.

2. Сравнение уровня социальной зрелости в конечный период, через 1, 5 - 2 года, показывает, что подростки, занимающиеся в клубе, несколько превосходят тех, с которыми велась индивидуальная работа, Общий средний балл уровня социальной зрелости в клубе составил 57, 7 балла, при индивидуальном шефстве - 53, 3 балла. При этом все, кто не отсеялся из клуба в адаптационный период, уже через год - полгода устойчиво улучшили свое поведение, в то время как при индивидуальной работе такое улучшение наступает медленнее приблизительно на полтора года, и, кроме того, у большинства подростков улучшение неустойчивое, требуется дополнительный контроль, помощь, слабее проявляется способность к самоконтролю, саморегулированию.

3. Таким образом" различия в уровне социального развития между конечным и начальным периодами процесса ресоциализации в клубе более чем в два раза выражены больше, чем различия начальных и конечных показателей при индивидуальной социально-педагогической работе. В первом случае разница показателей составляет 28,6 балла, во втором - 11,5 балла. То есть воспитательно-профилактическая работа за счет включения в систему коллективных отношений подросткового клуба, выполняющего функции института ресоциализации, оказывается значительно более эффективной по сравнению с индивидуальной работой. Особенно заметно возрастают проявления таких важных качеств, как наличие профессиональных намерений (на 2,0 балла), полезных интересов, знаний, навыков (на 2,1 балла), способность к самоанализу, самокритичности (на 2,1 балла), преодоление дурных привычек, курения, употребления алкоголя, нецензурных выражений.

Таблица 4 Оценка уровня социального развития несовершеннолетних на начальном и конечном этапах процесса ресоциализации

№ п/п

Показатели социального развития несовершеннолетних

Конечный этап (в баллах)

Начальный этап (в баллах)

Различие показателей (в баллах)

клуб

ИДН

клуб

ИДН

клуб

ИДН

1

Профессиональные намерения

4,3

3,8

2,3

2,9

2,0

0,91

2

Отношение к учебной деятельности

3,3

3,6

2,0

2,4

1,3

1,2

3

Полезные интересы, знания, умения

4,7

4,0

2,6

3,6

2,1

0,41

4

Коллективистские проявления

4,0

3,0

2,1

2,4

1,9

0,6

5

Адекватные отношения к педагогическим воздействиям классного коллектива

классного коллектива

2,6

3,4

1,8

2,6

0,8

0,8

6

учителей

2,7

3,6

1,7

2,6

1,0

1,0

7

родителей

3,4

3,7

1,8

2,8

1,6

0,9

8

Оценка окружающих с позиции норм морали, права

4,1

3,5

1,8

2,7

2,3

0,81

9

Самокритичность

3,9

3,6

1,8

2,6

2,1

1,0

10

Сопереживание

4,2

3,5

2,3

3,1

1,9

0,4

11

Волевые качества

4,1

3,4

2,6

2,4

1,5

1,0

12

Внешняя культура

4,2

3,8

2,3

3,0

1,9

0,81

13

Преодоление дурных привычек

употребление алкоголя

4,0

3,7

1,7

3,4

2,3

0,3

14

курение

3,9

2,9

1,1

2,7

2,8

0,2

15

употребление нецензурных выражений

4,3

3,8

1,2

2,6

3,1

1,2

 

ИТОГО

57,7

53,3

29,1

41,8

28,6

11,5

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Функциональный анализ управленческой деятельности (функции руководителя). Функции и управленческая культура руководителя
К основным функциям управленческой деятельности руководителя относят: · информационно-аналитическую; · мотивационно-целевую; · планово-прогностическую; · организационно-исполнительскую; · контрольно-диагностическую; · регулятивно-коррекционную. Эти функции в управлении предприятием реализуются директором и его заместителями. На к ...

Выводы
1. Новая социальная позиция школьника изменяет самосознание ребенка. 2. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. 3. Эмоции и чувства становятся более стойкими. Появляются новые аффективные образования - «обобщение переживаний» (Л.С. Выготский). Эти аффективные образования (чувство неполноценности, чувство компетентности ...

Учение А.Н. Леонтьева
Основные теоретические положения учения А.Н. Леонтьева: психология – это конкретная наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредует жизнь индивидов; объективным критерием психики является способность живых организмов реагировать на абиотические (или биологически нейтральные) воздей ...