Общая психологическая подготовка. Формирование спортивно важных качеств и мотивации спортсменов
Страница 1

Инфо по психологии » Социальная психология » Общая психологическая подготовка. Формирование спортивно важных качеств и мотивации спортсменов

Общая психологическая подготовка - это особо важный специфический процесс формирования значимых для конкретного вида спорта признаков у спортсмена или тренера (иногда называют «волевой подготовкой», в силу значимости волевых качеств в спортивной деятельности).

Формирование спортивно важных качеств у спортсменов.

Несмотря на постановку воспитательных задач в конспектах учебно-тренировочных занятий, средства их решения как правило не приводятся. В качестве таких средств выступают элементы обучения (воспитывающего обучения). Таким образом воспитательная функция реализуется как бы «попутно», по мере выполнения других функций. Нам необходимо знать психологические рекомендации по выполнению воспитательной работы тренерами.

Формирование качеств - это задачи педагогики. Однако необходимо в процессе учебно-тренировочной деятельности учитывать некоторые психологические рекомендации:

1. При постановке воспитательных задач необходимо учитывать:

- степень значимости интересующего нас свойства в данном виде спорта;

- уровень его сформированное™ у спортсмена.

2. В полной мере помогать спортсменам, особенно юным, ставить спортивные и жизненные цели (перспективные, промежуточные, конкретные).

3. Поддержка более полного использования возможностей самовоспитания.

4. Использовать косвенное убеждение:

- убеждение через другого спортсмена;

- убеждение другого спортсмена в присутствии первого.

5. Использовать положительное влияние на ученика через референтную группу (или группировку).

6. Создание специальных условий в которых спортсмен выбирал бы наиболее желательные формы поведения (основной же ошибкой является преобладание воспитания словом над воспитанием «делом»).

Формирование и поддержание мотивов спортивной деятельности.

Мотив - это осознанное влечение, объясняющее - почему человек чего-либо хочет.

Группы мотивов спортивной деятельности:

- мотивы, направленные на результат (стать чемпионом, выполнить разряд, выступить лучше другого спортсмена и т.д.);

- на процесс (спортсмен занимается спортом, т.к. ему это нравится);

- на самосовершенствование организма (укрепление здоровья, улучшение фигуры, развитие двигательных и качеств) и характера (укрепить волю и т.д.);

- на общение (приобрести много новых друзей и круг общения);

- на материальное вознаграждение (получение формы, бесплатного питания, возможности путешествовать, освобождения от учебы или работы, а в спорте высших достижений и финансовой поддержки).

- мотивация долженствования (часто юный спортсмен занимается спортом, потому что «так надо», в чем его убеждают родители, тренер, учителя и т.д.).

Формирование мотивов спортивной деятельности - это процесс создания, изменения системы личных потребностей и целей, побуждающих к занятиям спортом. Осуществляется за счет:

- формирования влечений к спорту посредством увеличения когнитивной сложности - получения большого объема информации о спорте, ярких впечатлений и личного позитивного опыта, связанного со спортом;

- содействия осознанию данных влечений через знакомство с основными видами мотивов спортивной деятельности.

Для поддержания мотивов спортивной деятельности необходимо: а). Создавать однородные по физической подготовленности и психологическому складу группы.

Страницы: 1 2


Психологическая характеристика дошкольного возраста (3 – 6-7 лет). Игра как ведущая деятельность
Дошкольное детство – довольно большой отрезок жизни ребенка. В этот период ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Новой социальной ситуацией развития становится мир социальных отношений. В этом возрасте дети с одной стороны, стремятся активно участвовать во взросло ...

Влияние детско-материнской привязанности на психическое развитие ребенка
Ранняя детско-родительская привязанность, формирующаяся по типу запечатления и имитации поведения родителей, существенно влияет на способность ребенка в школьном и более старшем возрасте адекватно социализироваться, приобретать правильные стереотипы поведения. Различные варианты нарушения детско-родительской привязанности существенно в ...

Детерминистские теории эмоций
В периферической концепции Джемса - Ланге и таламической концепции Кэннона - Барда будет просматриваться, тенденция расценивать эмоции человека, как контролируемое теми или иными факторами. Вообще, детерминистские ориентированные теории эмоций заметно различаются в объяснении возникновения эмоций, как физиологического процесса. Тем не м ...