Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Структурные компоненты данного возраста
Страница 1

Инфо по психологии » Психологический портрет младших школьников с различным статусом в социометрической иерархии » Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Структурные компоненты данного возраста

В отечественной и зарубежной возрастной психологии существует множество классификаций относительно основных периодов детства. В основу периодизаций положены различные критерии и, следовательно, границы возрастных периодов значительно варьируются. Выготский Л.С. [54] сделал попытку систематизировать существующие периодизации, выделив три большие группы: по внешнему критерию, по внутреннему и по нескольким признакам детского развития. Периодизации по внешнему критерию являются менее распространенными в силу того, что данный критерий не отражает сущности процесса развития, а лишь внешне связан с ним. Примером служит периодизация Р. Заззо, положившим в основу этапы системы воспитания и обучения. Стоит заметить, что такой подход уместен, т.к. границы периодов, установленных по “педагогическому” принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитие. Периодизации по внутреннему критерию так же отличаются видимыми ограничениями при попытке описать этапы процесса развития. Так З. Фрейд в основу своей периодизации положил один внутренний критерий – развитие детской сексуальности. Сексуальное развитие, по его мнению, определяет развитие всех сторон личности. Необходимо отметить, что подобным взглядам присуща высокая степень субъективизма: авторы одним произвольно выдранным признаком пытаются объяснить процесс развития.

Наиболее весомой и стремящейся к объективности представляется третья группа, где периодизация произведена на основе нескольких существенных признаков развития. Эти взгляды наиболее ярко представлены в отечественной школе Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина. Они выделяют три структурных компонента возраста: возрастные новообразования, социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Каждый период в развитие характеризуется возрастными новообразованиями, т.е. такими качествами, которые не были проявлены на предыдущих этапах развития, но именно логика предыдущего периода и определяет появление этих новообразований, которые выстраиваются на “фундаменте” заложенном на предыдущем этапе. Другим источником развития является социальная среда, а, точнее, специфическое отношение между ребенком и средой, названное Л.С. Выготским “социальной ситуацией развития”.[55] Она является исходным моментом для всех динамических изменений происходящих в развитии в течении данного периода. Третьим структурным компонентом возраста является ведущая деятельность – это не та деятельность, которая наиболее часто встречается, а которая обуславливает главные изменения в психической жизни, развитие психических функций, пдготовку к новым этапам развития. Опираясь на данные критерии, мы можем описать психологические особенности любого возрастного этапа. Однако прежде чем перейти к младшему школьному возрасту, необходимо остановиться на временных границах возрастных периодов и понятии кризис развития.

Различные авторы выделяют свои временные границы каждого возраста. В отечественной науке принято выделять следующие возрастные периоды: младенчество – 0-1 год, ранний возраст – 1-3 лет, дошкольное детство – 3-7 лет, младший школьный возраст – 7 – 10-11 лет, подростковый возраст – 11-15 лет, раннее юношество – 15-17 лет. Исследованию психологических особенностей каждого периода посвящено множество работ известных психологов: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Е.Е. и Г.Г. Кравцовых, В.С. Мухиной, М.И. Лисиной, В.Н. Слободчикова, Г.Л. Цукерман, И. Кона и др.

Страницы: 1 2 3 4


Психоделическая психотерапия по Грофу
Один из методов трансперсональной психотерапии. Среди них занимает особое место, поскольку именно с него началось развитие концепции трансперсональной психотерапии. После запрещения клинического использования ЛСД и его аналогов концепция трансперсональной психотерапии развивалась на модели голотропной психотерапии. Теоретическая концеп ...

Особенности сенсорно-перцептивной сферы детей с нарушением слуха
У ребенка, имеющего нарушение слуха, процесс развития ощущений и восприятий протекает по тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающегося ребенка. Вместе с тем, у детей с полной или частичной потерей слуха имеются определенные особенности в развитии сенсорно-перцептивной сферы. Главным отличием сенсорной организации неслы ...

Формирование личности
Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и соответственно развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Явления такого перерастания хорошо известны и постоянно описываются в лит ...