Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Структурные компоненты данного возраста
Страница 3

Инфо по психологии » Психологический портрет младших школьников с различным статусом в социометрической иерархии » Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Структурные компоненты данного возраста

Ведущим видом деятельности для младшего школьника является учебная деятельность. Как охарактеризовать учебную деятельность? Обычно говорят, что это деятельность по усвоению знаний, но это недостаточная характеристика, т.к. в игре ребенок тоже усваивает знания. Учебная деятельность - это деятельность, которая “непосредственно направленна на усвоение науки и культуры , накопленных человечеством. ”[1,с272] Предметы данной деятельности не даны в реальности, они абстрактны, и необходимо научиться ими действовать. Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Учебная деятельность должна быть сформирована, именно в ее построении и заключается задача начальной школы – прежде всего ребенка надо научить учиться. Именно здесь и возникает первая трудность. Дело в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, поэтому мотив постепенно начинает терять свою силу, он не работает иногда и к началу второго класса. Процесс учения должен быть построен так, что бы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием процесса усвоения, т.е. необходимо формировать познавательную мотивацию.

Учебная деятельность парадоксальна по своему предмету. Суть состоит в том, что усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет, предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Она как бы поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, “чем я был” и “чем я стал”. Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. Самое главное в учебной деятельности – это поворот человека на самого себя.

Так что же развивает учебная деятельность? Каковы психологические новообразования возраста? В первую очередь у ребенка в этом возрасте происходят изменения в познавательной сфере. Л.С. Выготский выделял главным новообразованием мышление, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий, в этом процессе должна быть задействована не только память, от ребенка требуется развитие мыслительных операций. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций.

Кравцовы Е.Е. и Г.Г. главным новообразованием выделяют память, которая становится смысловой и произвольной. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу, он отделяет эту задачу от всякой другой. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания.

Конечно же нельзя не сказать о развитие воли, которая обуславливает дальнейшее развитее всех психических функций. В дошкольном возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях. В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной, так как всегда необходимо сознательно регулировать свое поведение и действия.

В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задачи.

Страницы: 1 2 3 4


Конфликты в больших группах
Собственно социология конфликта (Термин впервые ввел Г. Зиммель 1856-1918) начинается с разработки конфликтной модели общества. В действительности конфликтное направление так же старо, как и функционализм; оно имеет своим источником работы двух немецких социологов Карла Маркса и Георга Зиммеля. Зиммеля относят к основателям конфликтоло ...

Становление эго-психологии. Эго-психология: результат развития психоанализа
Теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно развития эго. Хотя он неизменно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое развитие концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках, Эриксон решительно отошел от классического психоанализа по ч ...

Лекарственные препараты и сон
Нарушение сна вызывают большинство психоактивных, т.е. влияющих на психическую деятельность, средств. К ним относят стимуляторы центральной нервной системы (например, амфетамин), антидепрессанты, седативные средства (например, снотворные и транквилизаторы). Стимулирующий эффект никотина тоже может нарушать сон. Пробуждения в ночное врем ...