Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Структурные компоненты данного возраста
Страница 2

Инфо по психологии » Психологический портрет младших школьников с различным статусом в социометрической иерархии » Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Структурные компоненты данного возраста

Каждый из возрастных периодов начинается и заканчивается возрастным кризисом. В возрастной психологии нет единой точки зрения на понятие “кризис”. Можно выделить два полностью противоположных понимания данного феномена. С одной стороны акцент ставиться на идее перелома, внезапных, быстро протекающих изменений в ходе развития, вследствие которых возникают значительные перемены в образе мыслей, поведении. С другой стороны, существует понимание кризиса как психологического нарушения, сопровождающегося рядом трудностей невротического характера. На наш взгляд возрастной кризис является одной из закономерностей в развитии человека, если ребенок не переживет кризис полноценно, то не будет дальше нормально развиваться.В данной работе мы остановимся на особенностях перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту, а также на раскрытии психологического содержания младшего школьного возраста. Переходом от дошкольного детства к младшему школьному возрасту является кризис семи лет. Какова же симптоматика кризиса:

потеря непосредственности, между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие имеет для самого ребенка;

манерничание, ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает;

симптом “горькой конфеты”: ребенку плохо, но он старается этого не показывать.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.

Приход ребенка в школу обозначает начало следующего этапа возрастного развития. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет ( 1-4 классы школы ). Как пишет В.В. Давыдов [35], младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для кого начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Однако, социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в школе, а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте.

Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина [56], В.В. Давыдова [13,35], А.К. Занкова [15], А.К. Дусавицкого [11], А.К. Маркова, Ю.А. Полуянова, В.В. Репкина, Г.А. Цукерман [42,43], Л.И. Божович [3], И.С. Славиной, Е.Е. Кравцовой [49].

Начнем психологический анализ данного возраста с социальной ситуации развития. Когда ребенок приходит в школу, происходит перестройка всей системы его отношений с действительностью. Если у дошкольника такие сферы социальных отношений как “ ребенок – взрослый ” и “ ребенок – дети ” как бы параллельны друг другу, то есть не имеют иерархического строения, а находят точки соприкосновения только в игровой деятельности, то у младшего школьника система “ ребенок – взрослый ” начинает дифференцироваться на “ ребенок – родители ” и “ ребенок – учитель ”. При этом отношения “ ребенок – учитель ” начинают определять все другие социальные отношения. Учитель становится “ центральной ” фигурой в жизни ребенка, он является не только “ носителем ” общественного опыта, который перенимает ребенок, но также вводит определенные правила взаимоотношения на уроках ( сидеть спокойно, поднимать руку для ответа и т.д. ) и дома ( выполнение домашнего задания ), и дети стараются безукоризненно следовать этим правилам. Данный тип взаимоотношений очень важен для ребенка, если он испытывает в них удовлетворение, то такое же удовлетворение он будет испытывать в отношениях и с родителями, и с друзьями. Данная социальная ситуация предполагает определенный вид деятельности, в процессе которой происходит развитие ребенка.

Страницы: 1 2 3 4


Анализ трудности заданий
Статистическая трудность задания теста – доля лиц репрезентативной выборки, правильно решивших задачу. Индекс трудности определяется по формуле: где U – индекс трудности в процентах, Т – количество испытуемых, правильно решивших задачу, N – объем репрезентативной выборки. Таблица 3. Матрица для вычисления индекса трудности заданий ...

Понятие личности
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, это не "полипняк". Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Личность есть относ ...

Специфика эмоционального реагирования клиента на заключительных этапах консультативной беседы. Степень переобучения
Именно на этом заключительном этапе консультирования имеет место определенный процесс переобучения. Этот термин широко использовался в ходе различных дискуссий о консультировании и, возможно, во многом преувеличен по своей сути. Следует отметить, что в клиент-центрированной терапии, о которой идет речь в данной книге, отсутствуют какие- ...