Психологические особенности подросткового периода и употребление наркотиков
Страница 3

Инфо по психологии » Психологические особенности подросткового периода и употребление наркотиков

- число сочетанной наркотической патологии с другими социально обусловленными болезнями (туберкулез, ВИЧ-инфицированные, больные СПИДом) увеличивается.

На наркоманов обычно смотрят как на людей обреченных. Естественно, что злоупотребление психоактивными веществами подчиняет всю жизнь такого человека одной цели - достать новую "дозу ". Для этого используются любые средства: обман, кражи, грабежи.

Но все же что-то не позволяет сказать слово "обреченны", если речь идет о совсем юном человеке, который только начинает жить. За него всегда хочется бороться, а чтобы победить болезнь, о ней нужно знать все.

Издавна считалось, что подростковый период чреват сложными конфликтами. В монографии М. И. Буянова (1986) приведены следующие высказывания мыслителей прошлого. Сократ (470—399 гг. до н. э.): «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие». Неизвестный житель Вавилона: «Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».

Осуждение неконформного поведения подростков является настолько общепринятым, что американский психолог Е. Bern подверг его специальному анализу. Разговоры о плохом поведении молодого поколения он описывает как своеобразную «игру» под характерным названием «Разве это нe ужасно?». Е. Bern дает этой «игре» крайне отрицательную оценку: «Это фарисейское, карательное или даже порочное родительское развлечение». Вместе с тем вышеприведенные высказывания отражают не только особенности и отношения взрослых к подросткам, но и специфику подросткового периода. Основным содержанием этого периода является обретение собственного «я». Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский центральной проблемой подросткового периода считал становление самосознания, интериоризацию социальных функций. Он рассматривал подростковый возраст как переходный период развития личности, сопоставимый по своему значению с периодом раннего детства. Л. С. Выготский отмечал, что особенности поведения в подростковый период забываются, по крайней мере, частично, когда человек взрослеет: «Пережив переходный возраст, мы забываем его, и это служит доказательством нашего перехода к другой структуре личности, к другой системе связей между отдельными функциями. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней — переход, все течет». Психолог E. Erikson дает следующую концепцию подросткового периода: цель развития — обрести самого себя либо -утратить свое лицо, «растворившись в толпе»; область социальных отношений охватывает группы сверстников; доминирующие переживания — от чувства идентичности до полногo отчуждения, непризнания. Главными результатами развития в подростковый период Е. Erikson считает приобретение таких качеств, как преданность и верность. Гэвигарст и Коле (цит. по И. Шванцара, 1978) приводят более детализированную схему целей развития в подростковый период:

1. Общее эмоциональное созревание — от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной к объективной интерпретации ситуации; от избегания конфликтов к их решению.

2. Кристаллизация интересов к другому полу — от интереса к одинаковому полу к интересу к противоположному полу; от мучительного ощущения сексуальности к признанию факта половой зрелости.

Страницы: 1 2 3 4 5


Терапевтический аспект
НЛП развивалось, кроме прочих, ещё и специалистами, которые работали в психиатрических лечебницах. Ниже приводится взгляд с точки зрения НЛП на некоторые психопатологические явления[8]. Галлюцинации – это то, чем люди занимаются каждый день. Формальных различий между галлюцинациями и теми процессами, которые вы используете, когда я про ...

Мозаика в парах
Каждая пара детей получает мозаику, детали которой делятся между ними поровну. Задача заключается в том, чтобы сложить общую картину. Для этого нужно задумать сюжет, распределить усилия, учитывать и продолжать действия партнера и пр. По завершении работы каждое «произведение» показывается всем остальным, которые пытаются догадаться, чт ...

Последствия сплоченности
Сплоченность группы воздействует на ее членов, изменяя схему их взаимодействия, степень оказания влияния на окружающих, их восприятие и производительность. Усиление взаимодействия. Взаимодействие и сотрудничество между в сплоченных группах значительно усиливается. Члены сплоченной группы вместе разделяют все радости и невзгоды. Одинако ...